Генеалогия и краткая биография Мишеля де Нотрдама.

Ф.Аквилонский, bunchuk[@]trion.mk.ua             20.03.2008

 

Предки Нострадамуса были, по всей видимости, евреями-сефардами, которые  некогда покинули Пиренейский полуостров. Скорее всего, это решение было принято под давлением обстоятельств, а именно по причине религиозной нетерпимости христианских соотечественников. Благодаря исследованию нотариальных регистров XV века Авиньона и Карпентраса, проведенному  доктором Эдгаром Лероем (1883-1965), было уточнено генеалогическое древо Мишеля Нострадамуса; обнаружены существенные неточности, допущенные ранее в «Хронике Прованса», вышедшей из-под пера сына провидца, Сезара де Нотрдама. Сегодня мы знаем, что предки Нострадамуса были состоятельными евреями, имеющими отношение к медицине, торговле и ростовщичеству. Однако из известных на данный момент документов никак не следует, что кто-то из них служил при королевских дворах, как о том утверждает легенда.

Р.Беназра в своей статье «Предки Мишеля Нострадамуса» сообщает, что прадеда Мишеля по материнской линии звали Жан де Сен-Реми (1428-1504), он был врачом и казначеем в маленьком городке Сен-Реми де Прованс. Жену Жана де Сен-Реми (прабабушку Мишеля) звали Силетт. В акте от 10 июля 1479 года сообщается о разногласиях между Жаком Тюррель из Марселя и Жаном де Сен-Реми. Жак Тюррель является другим прадедом Нострадамуса по материнской линии; и о нем нам ничего неизвестно, кроме того, что его дочь Беатрис Тюррель была замужем за Рене де Сен-Реми. Мать будущего провидца, Реньер де Сен-Реми, была дочерью Рене де Сен-Реми и Беатрис Тюррель.

Отцовская ветвь в генеалогическом древе Нострадамуса выглядит внушительнее материнской. Западные нострадамоведы смогли обнаружить документы, в которых сообщается о предке М.Нострадамуса Астругё де Каркассонн (1370-1420), который был членом Еврейского Совета Авиньона и приходится провидцу родным прапрапрадедом. Его сын Vital, прапрадед Нострадамуса,  родился в 1390 году, он был женат на дочери Крепута де Карпентра по имени Астружи. Таким образом, Крепут де Карпентра также приходится Нострадамусу прапрапрадедом по отцовской линии, а его дочь Астружи прапрабабушкой. В архивах найден документ за 1451 год, в котором говорится, что Витал де Каркассонн завещает своему сыну Давену (1410-1473) виноградник, расположенный на землях Авиньона, а также свое место в Синагоге. В архивах округа Воклюз обнаружены три долговые расписки, датированные 1453 – 1454 годами, в конце которых сообщается, что названый неофит Арнотон де Велоргё, до обращения в католичество звался Давеном, сыном Витала де Каркассонн. Что подвигло его изменить религию, остается загадкой. Известно только, что его жена Венгёсет отказалась вслед за мужем принять христианство, и по этой причине их брак был расторгнут. Венгёсет и Давен приходятся М.Нострадамусу  прабабкой и прадедом. В этом браке был рожден Крескас де Каркассонн, дед Мишеля. В 1459 году судьба также поставила его перед выбором, между христианством и иудаизмом. Нам известно, что дед Мишеля оставил иудаизм.  При переходе в католицизм Крескас де Каркассонн взял себе новое имя и фамилию: Пьер де Нотрдам, в память о дяде своей второй жены Бенастружи Гасомет, который при своем переходе в христианство сменил имя Видон Гасомет на Пьер де Нотрдам. Однако Бенастружи Гасомет отказалась вслед за ним перейти в католичество, и их брак был расторгнут, как ранее был расторгнут брак Давена и Венгёсет. Р.Беназра сообщает, что мотивом для смены религии Крескасу де Каркассонн послужил страх умереть от рук религиозно-нетерпимых христианских соотечественников, поскольку в июне 1459 года в Карпентрасе были учинены массовые убийства евреев на почве религиозной нетерпимости. После расторжения брака Крескаса де Каркассонн и Бенастружи Гасомет, дед Нострадамуса женится в третий раз, в декабре 1464 года. Избранницу звали Бланш де Сен-Мари из Экса. Она была дочерью Пьера де Сен-Мари (?-1485), весьма образованного человека. Таким образом, Пьер де Сент-Мари приходится Нострадамусу прадедом. В муниципальных архивах Арля имеется документ, сообщающий, что 7 июля 1466 года  Муниципальный совет города назначил ежегодную зарплату в размере 50 флоринов врачу Пьеру де Сен-Мари при условии, что тот обязуется оставаться в городе на службе в течение 6 лет. В браке Пьера де Нотрдама и Бланш де Сент-Мария родился отец Мишеля, Жом де Нотрдам. Однако, бабушке и дедушке Мишеля Нострадамуса не суждено будет дожить до рождения их внука, Мишеля.

Мишель де Нотрдам родился 14 декабря (по  юлианскому  календарю) 1503 года, около полудня  на Юге Франции в маленьком  Провансальском   городе  Сен-Реми. Материальное положение семьи было довольно неплохим: отец по специальности был нотариусом. Любовь к знаниям была характерной чертой предков Нострадамуса. В «Предисловии к сыну Сезару» Нострадамус пишет: «У меня было много книг, тайно хранимых долгие века». Р.Беназра полагает, что этим заявлением пророк из Салон де Кро сообщает о хранении в их семье еврейских (каббалистических) книг.  Наверняка,   свою любовь свою  к  наукам  М. Нострадамус  перенял  от еврейских предков, и  фундамент  его  будущих  знаний  был скорее всего заложен  именно  ими.

В 1518 году Мишель  поступает  учиться  на факультет  искусств  в  Авиньоне, который  был  в  то  время  резиденцией   Римских  пап, а  также  являлся  родным  городом  его предков по отцовской линии. В то время в Авиньоне жила родная сестра его отца Маргарита. Через  три  года, то есть в 1521 году  он  заканчивает  учебу и  получает  степень  магистра  искусств.

Период 1521–29 гг в жизни Нострадамуса малоизвестен; сам он пишет в кулинарно-косметической книжечке, что эти годы прошли в непрерывных путешествиях с целью «узнать и выучить источники и происхождение растений и иных простейших веществ, касающиеся вершины медицинской науки». Однако, в статье Р.Беназра «L`etudiant en medecine Michel de Nostradame (1521-1533)» высказана гипотеза, что уже в 1521 году Нострадамус поступил на медицинский факультет университета Монпелье, где примерно через три года получил степень бакалавра, и уже после этого отправился в путешествия. Дело в том, что между учеными степенями бакалавра и доктора должен был пройти определенный срок. Во время своих странствий, будучи во многих городах, Нострадамус интересовался у аптекарей этих населенных пунктов новыми рецептами приготовления лекарственных средств. Р.Беназра считает, что именно  в это время Нострадамус  впервые себя проявил как медик, хотя к тому времени он еще не обладал лицензией врача, которая давала ему бы право заниматься полноценной медицинской практикой. В то время бакалавр медицины брал на себя обязательства заниматься медицинской практикой только вне черты городов и пригородов. Вполне вероятно, что Нострадамус принимал непосредственное участие в борьбе с эпидемией чумы 1525 года, которая прокатилась от Авиньона до Нарбонны, Каркассона и Тулузы. В 1528 году, когда эпидемия чумы охватила весь юг Франции, у бакалавра Нотрдама уже был за плечами трехлетний опыт борьбы с этой инфекционной болезнью. В это время время с одобрения властей бакалавры были активно задействованы в борьбе с чумой. Дипломированные доктора медицины считались скорее учеными, и не занимались черной работой.

23 октября 1529 года в возрасте двадцати пяти лет со второй попытки Нострадамус  восстанавливается  в  университет  города  Монпелье  на  медицинский факультет, чтобы получить медицинскую лицензию и докторскую степень.

             

(Межуниверситетская библиотека Монпелье регистр S19,F 105VMicheietus de Nostra Domina записал свое имя в  книгу  студентов).   

 

В книге студентов имеется запись, что Мишель де Нотрдам, уроженец Сен-Реми де Прованса, который находится в епархии Авиньона, пришел учиться в университет Монпелье, уставы, права и настоящие привилегии он клянется соблюдать. Там также сообщается, что он оплатил регистрационные сборы и избрал себе в наставники Антуана Ромье.

В 1532 - 33 году  М. Нострадамус   получает  докторскую  степень, после чего   начинает  свою полноценную медицинскую практику. В 1536 году  он  приезжает  по  приглашению  Жюля  Сезара  Скалигера, одного из  видных  ученых  того времени, в  Ажен, для того чтобы  продолжить  свое  обучение  у  этого  ученого - гуманиста,  которого  по  праву  называли «французским Эразмом».  В  этом  же  году  он  сочетался  законным  браком  со  своей  избранницей,  которая  в последствии  родила  ему  двоих  детей. Но счастье  его  было недолговечным.  В  1538 году  от  неизвестной  болезни  умирает  его жена  с двумя малютками. Следом  за  этим  горем  в  его  биографии  появляется    пробел с 1538 по 1544 год. Исследователи сходятся  в  том, что  это  был  период  скитаний: возможно, не только физических, но и  душевных. Именно  после  перенесенных  им   страданий,  связанных  с  потерей   близких  ему людей, он  находит  себя  как  пророка.

В мае 1544 года  М.Нострадамус  появляется  в  Марселе, где  в  то время  разразилась  новая  вспышка  эпидемии  чумы, и  он  как  медик  принял  участие в  борьбе  с опасной инфекцией. В  том  же году,  он снова  участвовал  в  борьбе  с  эпидемией чумы в  Экс-ан-Провансе, где  она  бушевала  с  мая 1544 г. по  январь 1545 года. За  самоотверженный  труд  врача,  чье  лечение оказалось  действенным, он  был  удостоен парламентом  Экс-ан-Прованса  в 1546 г. пожизненной  пенсии. В конце 1546 или начале 1547 года умирает отец М.Нострадамуса. Также в  1547 г.  в Лионе  вместе  со  своими  коллегами  М.Нострадамус как  врач  принимал  участие  в  противоэпидемических  мероприятиях. В том же 1547 году  он  остается  на  постоянное место  жительства  в  Салон-де-Кро,  где  проживал  его  брат.                                                                

    

   (Салон де Кро. Дом, где жил Нострадамус)                                                                                                     

 

11 ноябре 1547 года  Нострадамус сочетался  вторым  законным  браком  с  богатой вдовой  Анн  Понсар  Жемеллой,  от  которого,  у  них  в  последствии  родятся  шестеро  детей - трое  сыновей  и  трое  дочерей. Именно,  в   Салон-де-Кро им были обнародованы  его  удивительные  пророчества.   

 

    

   (Титульные листы изданий Пророчеств 1555, 1557, 1568 гг. соответственно)   

 

В начале лета 1555 г.  вышла книга  «Пророчества магистра Мишеля  Нострадамуса»  с  предисловием  к  сыну  Сезару, содержащая 353 пророческих  катрена. Второе  издание (1557 г.)  центурий  составляло  уже из 641 пророческих  катрена, и непронумерованный катрен на латыни –предупреждение глупым критикам. В 1568 году, то есть через два года после смерти пророка вышло в свет первое полное издание «Пророчеств  магистра  Мишеля  Нострадамуса»,  в котором содержалось 942 четверостишия в  десяти  центуриях и  большое  пророческое письмо, адресованное королю Франции Генриху II, который был убит на турнире еще в 1559 году.

Кроме  того,  из-под пера  М. Нострадамуса  вышли  в  свет в  1547 году «Истолкование  иероглифов  Гораполлона»,  и 1 апреля 1552 года «Великолепная и весьма полезная книжечка». В 1557 году М.Нострадамус издает свой перевод  книги «Парафраза Галена, его увещевание  Менодота  в  изучении  изящных  искусств, а  также медицины». По-мнению Р.Беназра, перевод последнего на французский язык М.Нострадамус сделал в период  своего обучения в Монпелье.

    

(Титульные листы  «Великолепная и весьма полезная книжечка» Лион 1555. изд. Антуана Волана, «Парафраза Галена, его увещевания Менодота  в изучении изящных искусств, а также медицины» Лион изд. Антуана дю Рона.).                        

 

C 1555 года (по другим сведениям с 1550 г) и вплоть до самой смерти в 1566 г. Нострадамус  выпускал  ежегодные  альманахи, которые  содержали  в  себе  пророческую  информацию на текущий год. Эти альманахи пользовались большой популярностью у современников.

                       

        

   (Титульные листы альманахов 1561, 1562, 1566 гг)