Хронологии Нострадамуса в контексте меняющейся легенды о благочестивом царе.

Илья К. Разумов, E-mail: iraz[@]k66.ru , 2006, Екатеринбург

 

Некоторые числовые закономерности пророчеств Нострадамуса обсуждаются в контексте эсхатологического символизма и астрологических верований эпохи Возрождения. Выявляется вероятный адресат пророчеств как мифический персонаж – “первый император мира”. Прослеживается трансформация легенды об императоре мира со времен Нострадамуса до наших дней, анализируются попытки ее использования в политических целях.

 

В силу своей туманной и загадочной формы, пророчества Нострадамуса [1] волнуют умы без малого 500 лет, часто становясь объектом политических спекуляций, средством манипулирования общественным сознанием. С их помощью пытались обосновать свои политические амбиции  якобинцы, затем Наполеон и Гитлер [2], а в последнее время,  благодаря ряду публикаций, они становятся популярными в российских национал-патриотических кругах [3,4]. Распространяясь огромными тиражами, тенденциозные толкования пророчеств могут оказывать существенное влияние на мировоззрение общества, и даже изменять вектор социального развития в переломные исторические моменты. Поэтому прояснение истинного смысла пророческих текстов является актуальной задачей.

В ряде недавних публикаций [5,6] было показано существование тесной текстологической связи пророчеств Мишеля Нострадамуса с современными и предшествующими ему источниками, вплоть до прямых заимствований, например, у Ришара Русса [7]. В этом подходе Нострадамус рассматривается как типичный ученый-философ своего времени, а его “Пророчества”  исследуются как литературный памятник Возрождения, наподобие поэзии Пьера Ронсара или прозы Франсуа Рабле.

В то же время,  нельзя отрицать, что сам Нострадамус подчеркивает оригинальный пророческий характер своих текстов, сопряженных с длительными вычислениями: “я вычисляю эти Пророчества целиком согласно порядку цепи, которая имеет свою разгадку, все по законам Астрономическим, и согласно моему природному чутью …” (из Письма Генриху), поэтому даже несмотря на очевидные заимствования, было бы не вполне корректно считать их обезличенным компилятивным трактатом апокалиптического толка. В частности, в произведениях Нострадамуса важен символизм чисел, требующий детального анализа. Ниже обсуждаются некоторые числовые закономерности пророчеств; и предлагается интерпретация их важной смысловой линии, основанная на эсхатологических концепциях эпохи Возрождения, которые, отчасти трансформировавшись, дожили и до наших дней. 

Творческое наследие Нострадамуса включает 10 центурий (942 катрена), предисловия к ним (письма сыну Сезару и королю Генриху), ряд катренов без нумерации, ежегодные альманахи с 1555 года, а также ряд произведений, которые принято считать  непророческими, такие как, например, вольный перевод “Истолкования иероглифов Гораполлона”. Кроме того, известны завещание и личная переписка Нострадамуса.

Особое внимание привлекают три библейские хронологии, две из которых размещены в Письме Генриху, а третья – в альманахе на 1566 год.  Согласно этим хронологиям, от сотворения мира до Рождества Христова прошло соответственно 4758, 4092 (4173) и 4056 лет. По второй хронологии из Письма Генриху сам Нострадамус называет 4173 года, однако прямой подсчет дает именно 4092 года (и два месяца); впрочем, автор пишет, что сомневается, какие годы приводятся– солнечные или лунные. Лежащая на поверхности цель хронологий – вычисление точной даты сотворения мира, а следовательно и его конца. В XVI веке все еще была популярна идея о конце мира по истечении 7000 лет от его сотворения. В этой теологической концепции творение мира рассматривалось как прообраз будущей истории человечества. Ибо, как сказано у апостола Петра, "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3 : 8), а еще прежде у Псалмопевца: "...Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел..." (Пс. 89 : 5). Сюда же можно добавить пророчество о десяти седминах по 700 лет из ветхозаветного апокрифа – книги Эноха. Последние годы седьмой тысячи, с этой точки зрения, оказывались действительно последними; на них приходились явление антихриста, Второе пришествие Христа, воскрешение мертвых и Страшный суд. Однако, по поводу даты сотворения мира христианские церкви не смогли прийти к соглашению. Православная Церковь датировала сотворение мира 5508 г. до н.э, в Католической Церкви обсуждались даты 4713 и 4004 г. до н.э., вычисленные по событиям из латинского перевода Библии; в то время как иудейский  календарь однозначно датировал сотворение мира 3761 г. до н.э. и был рассчитан не на 7000 , а только на 6000 лет, то есть до 2240 года от Р.Х. Отсутствие однозначности приводило к тому, что многие ученые предлагали свои варианты, отличные от общепринятых.

Цифра 4758 из I хронологии Нострадамуса примечательна тем, что в 2242 от Р.Х. нашему миру исполняется 7000 лет: 4758 + 2242 = 7000. Здесь очевидна связь с Еврейским календарем; с другой стороны,  согласно трактату Р.Русса [7] в 2242 году от Р.Х. (или 7441 г от сотворения мира по Евсевию Кесарийскому) заканчивается цикл семи планетных эпох по 354 года и 4 месяца каждая, что приведет к наступлению царства Сатурна, если мир переживет эту дату. Нострадамус “исправил” здесь Евсевия Кесарийского, который датировал сотворение мира 5199 г. до н.э. “Кто –то может сказать, что часть вычислений ошибочна, поскольку не совпадает с вычислениями Евсевия” (из Письма Генриху). Возможно, рассуждение Нострадамуса было следующим. Конец мира приходится на 2240-2242 годы от Р.Х., когда заканчивается цикл из семи планентных эпох, равно как и Еврейский календарь (2239,666). Но дата сотворения мира по Евсевию приводит к малопримечательному году 7441. Поэтому полезно сместить дату сотворения мира относительно 5199 года на 441 год, чтобы быть ближе к священной эсхатологии.

Разность длин I и II хронологий Нострадамуса также дает примечательное число 4758 – 4092 = 666. Возможно, логика пророка была следующей: в дополнение к 1000 летнему царству Христа полезно ввести еще и 666 –летнее царство Антихриста: 4092 + 666 + 2242 = 7000. Возможно, расчеты проводятся в предположении существования такого царства, и в отсутствие оного, откуда и возникают две хронологии ?

Цифра 4173 года и 8 месяцев, названная Нострадамусом во II хронологии вместо 4092 лет, имеет примерно тот же символический смысл, что и 4092, но с использованием лунного календаря вместо солнечного.  Коэффициент перехода от солнечных лет к лунным равен 1.0307. Тогда 4173 года и 8 месяцев превращаются в 4301.8 , тысячелетнее царство христово длится 1030.7  лунных лет. Оставляя мистическое число 666 без изменений, имеем 4301.8 + 666 + 1030.7 = 5998.5 , то есть II хронология в сумме с “царствами Христа и Антихриста” дает практически 6000 лунных лет, что также весьма символично.

С другой стороны, Нострадамус уделяет важное внимание циклу 353 года. Первое издание Центурий от 1555 года содержит 353 катрена. На отрезке времени от 4173 до 7000 укладывается (почти точно) 8 планетных эпох по 353 года; наконец разница длин I и III хронологий примерно равна двум эпохам по 353 года: (4758-4056) / 353=1.99. Само число 353 проистекает очевидно из трактата Русса [7], но с поправкой 1 год и четыре месяца, так что на отрезке времени 6000 лет укладывается целое число планетных эпох : 6000 / 353 = 16.997

В Письме Генриху Нострадамус подтверждает, что рассматривается период 7000 лет : “мы еще находимся в седьмом тысячелетии, но приближаемся к восьмому …где единый Творец завершит цикл”. Однако в другом месте говорится и о 6000 лет, что сохраняет неопределенность: [пророчества излагаются] начиная от настоящего времени, 14 марта 1557 , и вплоть до очень далекого события , которое на начало 7 тысячелетия настолько тщательно вычислено, насколько позволяет мой подсчет астрономический и другое знание”. Возможно, говоря о 7000  лет, Нострадамус имеет ввиду современные ему астрологические концепции, а говоря о 6000 лет – традиционный Еврейский календарь. Интересно, что 1585 год, отмеченный как особый в Письме Генриху, примечателен выполнением для него символичного равенства 1000 + 4758 = 1585 + 4173 = 5758, то есть в этом году летоисчисление ведомое по второй хронологии Нострадамуса, выдает окончание тысячелетнего царства христова в числах первой хронологии.

Таким образом, многие числа в пророчествах Нострадамуса имеют формально-символический  смысл и хорошо вписываются в общие представления священной эсхатологии и астрологических верований нострадамусовой эпохи. Поэтому их возможности для передачи каких –либо оригинальных пророчеств кажутся ограниченными. По крайней мере, противное означало бы придание символическим числам сакрального смысла, уход в область оккультизма и нумерологии.

Вместе с тем, в пророчествах присутствуют также совпадения чисел, явно не случайные, но и не поддающиеся интерпретации без привлечения специальных гипотез. Поэтому дальнейшее обсуждение символизма чисел в пророчествах тесно переплетается с идеей существования в них тайного шифра. Например, что означает тот странный факт, что сумма цифр в III хронологии (из альманаха 1566, январь) нацело делится  на разницу лет между  2242 и 1566 годами:  4056 / (2242 – 1566)=6  ? А ведь это правило справедливо и для II хронологии из Письма Генриху, датированного 27 июня 1558 года: 4092.167 / (2239.666 – 1557.487) =6. Для первой же хронологии, согласно которой 6000 (от СМ) заканчиваются в 1242 году (от РХ), выполняется равенство 6000 / (2242-1242) =6. Или другой пример, в Письме Сезару (1555) написано, что конечная дата пророчеств 3797 год, но у читателя знакомого со смыслом числа 2242 сразу же возникает впечатление явного обмана, потому что 3797 = 1555 + 2242. И наверно уже случайность, но любопытная, - черновик завещания Нострадамуса, умершего в 1566 году, зарегистрирован местным нотариусом под номером 675, а окончательный вариант - под номером 676. Складывая номера регистрации с датой смерти пророка, имеем вновь 1566 + 675 (676) = 2241 (2242) . Важно заметить, что числа 2240-2242 не только символичны сами по себе (конец Еврейского календаря и эпохи семи планет), но и используются, скорее всего, символически. Называя 3797 год датой конца пророчеств, Нострадамус ясно дает понять, что 2242 – всего лишь цифра - признак “конца времен” в пророчествах, но не реальный год 2242 от Р.Х. 

Не удивительно, что  существует множество публикаций, авторы которых предлагают оригинальные ключи к пророчествам [3,8,9], в том числе к хронологиям. Ведь Нострадамус и сам утверждает, что использует библейские хронологии для предсказаний на будущие времена. “…я рассчитал, что в будущем произойдет примерно столько же событий, сколько их произошло в течение прошедших веков … от Иисуса Христа из-за раскола сект я опускаю, и рассчитываю настоящие пророчества согласно порядку цепи, которая имеет свою разгадку”. Это можно понять: cогласно магическим и философским идеям Возрождения, время циклично, поэтому события будущего предсказуемы как проекция событий прошлых эпох. Легко представить, что Нострадамус, вынужденный верить в существование исторических циклов уже в силу своих астрологических упражнений, связал пришествие Иисуса с вершиной мировой истории. Но оно должно повториться, первое пришествие Христа отображается в некоторое важное событие в будущем (символическое “Второе Пришествие”),  где и  завершается цепь пророчеств. Это можно изобразить условно графически, как показано на Рис.1. Три хронологии обозначены как три ветви, сходящиеся к году 2242 от Р.Х.; центральная ветвь раздвоена, поскольку неясно, какие в ней используются годы – солнечные или лунные, и реальное число лет в ней 4092, не совпадает с названным 4173.  

В центуриях присутствует целый ряд катренов, позволяющих предполагать правильность этой интерпретации. Второй катрен I центурии начинается словами: “жезл в руке помещен посередине между ветвями…”; причем переводчики обычно заменяют слово branches -“ветви” на “треножник”, чтобы придать катрену осмысленное звучание.  Примечателен эпилог центурий, впрочем апокриф, появившийся после издания 1568 года: “Когда раздвоенный будет поддержан двумя колами … могущественный властелин, наследник жаб, тогда подчинит себе весь мир”. И наконец 73 катрен II центурии : “…рожденный троеруким тремя коронами предсказывает образы войны великому Эндимиону…”. Последние катрены хорошо ложатся в общий смысл Письма Генриху: с помощью трех ветвей-хронологий Нострадамус предупреждает “великого Эндимиона”, первого монарха Вселенной,  о грядущих бедствиях. “Единственное мое желание состоит в том , чтобы выйти из моего долгого затемнения и непонятности и проясниться перед лицом этих высших глаз,  этого первого монарха мира”(из Письма Генриху).  

Такая трактовка могла бы показаться загадочной, однако надо учесть, что идея о “первом монархе мира”, короле объединенной Европы, не является специфически нострадамовской. Впервые она появляется в “Откровении” неизвестного автора, которое долгое время приписывалось епископу Мефодию Патарскому (IVв.) Согласно этой легенде, великий император будет править всем христианским миром накануне конца времен. “Главой мира станет великий Chyren, его более всех любят, боятся и опасаются, его слава достигнет небес …” (VI центурия, катрен 70) – вторит легенде Нострадамус; здесь Chyren – анаграмма имени Henryc, Генрих. В период правления императора произойдет эсхатологическая война с силами зла; по Мефодию – с арабами. Поначалу удача сопутствует христианам, войска которых входят в Иерусалим, и монарх мира счастливо царствует там 12 лет. “Подобный грифону, придет король Европы, cопровождаемый аквилонянами. Поведет большое войско красных и белых, и выступит против короля Вавилона” (X центурия, катрен 86). Но затем происходит катастрофа, на севере открываются врата ада, оттуда выходят Гог и Магог; христиане терпят жестокое поражение, и на Земле воцаряется Антихрист, а затем наступает конец мира и Страшный Суд. У Нострадамуса немного иначе: после многочисленных военных событий, его пророчества заканчиваются нотами умиротворения: “В конце волк, лев, бык и осел вместе, робкая лань возлежит с псами…В Англии будет великая империя, могущество более трехсот лет…” (X центурия, катрены 99, 100). Это ближе по смыслу скорее еврейским пророчествам о Царстве Мошиаха, чем Страшному Суду в христианстве. Возможно, Нострадамус верит, что ему удалось изменить историю.

Легенда о последнем благочестивом царе из Откровения Мефодия Патарского, а также из Жития Андрея Юродивого, известна на Руси со времен Нестора-летописца. Она не вполне отвечает каноническим текстам священных писаний, но ее находят привлекательной как действующая власть, так и различные реакционные группировки. В 1565 году на Руси была введена "опричнина". Иван Грозный сознательно, и с глубокой верой в содеянное, возложил на себя историческую миссию"последнего благочестивого царя". Опричники - "избранные", поэтому их не может осудить никакой суд, кроме царского. Царь же, являясь посредником между богоизбранным христианским народом и Господом, не подлежит вообще людскому суду, и не обязан отчитываться ни перед кем, кроме Божественного Суда [10]. С точки зрения оппонентов, такой царь может выглядеть как Антихрист; споры на эту тему Иоанн Грозный вел в переписке с князем Курбским [11]. Известно, что И.В.Сталин видел в Иване IV Грозном своего венценосного предшественника, таким образом легенда от псевдо-Мефодия неожиданно принесла плоды в новейшей истории. Неудивительно, что в современной русской версии мифа, “благочестивый царь”, оставаясь положительным персонажем, по сути слился с Антихристом. Согласно сказаниям православных старцев, накануне конца времен “благочестивый православный царь” учинит гонения на евреев, захватит Турцию и Иерусалим, наведет ужас на все народы. “Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет царь православный - Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея.” (Преподобный Лаврентий Черниговский, конец 1940 гг ) [12,13]. “Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит… грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут” (Серафим Саровский) [14]. Предсказания Серафима выходят обычно со ссылкой на писателя С.Нилуса, причастного к таким фальсификациям, как печально известные “Протоколы сионских мудрецов”.

Исходя из вышесказанного, судьбу пророчеств Нострадамуса можно предугадать: они легко могут быть использованы в политических целях. Нострадамус похоже и сам понимал это: “Письма великого Пророка попадут в руки тирана, который займется обманом, но вскоре мошенничества его смутят…” (Центурия II, катрен 36). Тем не менее, пророк оставил нам предсказания именно в такой форме; видимо, его представления об эпохе конца времен не позволили ему поступить иначе.

 

Автор выражает благодарность А.Пензенскому, материалы с интернет-сайта которого были весьма полезны, http://nostradamiana.astrologer.ru.

 

Литература

1.Les Propheties de M.Nostradamus. Dont il en y a trois cents qui n’ont encores iamais este imprimees. A Lyon, Par Benoist Rigaud. – Lyon, 1568

2.Пензенский А.А. Судьба пророческого наследия Мишеля Нострадамуса во время Второй мировой войны // Зеркало истории, 1995, вып. 2, с. 103-112

3.Зима Д., Зима Н. Расшифрованный Нострадамус. – М.: Рипол Классик, 1998. – 384 с.

4.Зима Д., Зима Н. Расшифрованный Нострадамус-2. Ключи Армагеддона – М.: Рипол Классик, 1999. – 416 с.

5.Пензенский А.А. Мишель Нострадамус: мифы и реальноcть в свете новейших исследований // Новая и новейшая история", 2002, № 1

6.Пензенский А.А. Нострадамус: миф и реальность. – М: Изд-во Эксмо, 2004. – 448 с.

7.Roussat Richard. Livre de l’estat et mutation des temps, prouvant par authorites de l’Escripture saincte, & par raisons astrologales, la fin du Monde estre prochaine. A Lyon, chez Guillaume Rouille, a lEscu de Venise. 1550. Avec Priuilege du Roy. – Paris: Gutenberg Reprints, 1981

8.Ruzo D. El testamento autentico de Nostradamus.- Esplugas de Llobregat: Plaza & Janes, 1975

9.Ramotti O.C.The Nostradamus Code: the lost manuscript that unlocks the secrets of the Master Prophet. - Destiny Books, 1998

10.Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный суд // Отечественная история,  1997, № 3

11.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979

12.Россия перед вторым пришествием, сост. С.В. Фомин, М.: Адрес-Пресс, 560с

13.Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание, Москва, Русский Духовный Центр, 1994

14.Православный вестник, Киев, 1991, №8, с. 28