Развитие идей Ч.Расселла. Возродится ли Царство Навуходоносора в 2019 году?

 

И.Разумов ilya.k.razumoff@gmail.com,  11/05/2017, in print

 

В середине 1870-ых годов христианский проповедник Ч.Расселл, опираясь на 4 главу Книги Пророка Даниила сделал громкое предсказание о крушении мировых царств и Пришествии Иисуса в 1914 году. Десятилетия спустя наступил названный год, ознаменованный началом Первой мировой войны, которая привела к крушению многих царств. Однако, предсказание Расселла исполнилось лишь частично, потому что Пришествие Иисуса так и не состоялось. В данной статье подход Расселла переосмыслен, и показано, что из пророчества более ясно следует не Пришествие Иисуса, а возрождение Царства Навуходоносора в 2019 году. Мы впрочем не отрицаем, что пастор Расселл направлялся Духом Святым, а его предсказание о 1914 годе было отчасти адекватным для своего времени.

Согласно описанию Даниила, царь Навуходоносор увидел во сне большое дерево, высота которого достигала неба. И вот сошел с небес Бодрствующий и Святый, и повелел срубить это дерево, а корень его оставить в земле на «семь времен» в железных и медных узах. Даниил разъясняет Навуходоносору, что большое и крепкое дерево – это и есть сам царь, которому предстоит познать силу небесной власти: «тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет». И вскоре после того царь Навуходоносор потерял разум, так пророчество сбылось над ним. Когда же спустя семь лет разум вернулся к царю, тот восславил Господа Бога, поскольку понял, что нет никого в мире способного противиться воле Господа. И тогда Навуходоносор был восстановлен на царство, и его величие еще более возросло.

Опираясь на традицию истолкования библейских текстов (У.Миллер, А.Браун и др.), проповедник Расселл предположил, что пророчество 4 главы Даниила должно действовать в двух временных масштабах: во-первых, на личном уровне – в жизни царя, и во-вторых, на уровне истории мировых царств. На личном уровне «семь времен» – это семь лет в жизни Навуходоносора. На уровне мировой истории традиция истолкования засчитывает день за год  (Иез. 4:6; Чис. 14:34), и тогда 7 лет = 7*360 = 2520 дней, которые превращаются в 2520 лет. При этом используется так называемый «пророческий год» из 360 дней, потому что традиция истолкований полагает, что период в три с половиной года соответствует 1260 дням (Откр.11:2,3). Эта логика опирается на приближенный расчет, в котором год рассматривается как лунный, причем лунный месяц (29,5 дней) округляется до 30 дней. За точку отсчета следует принять «срубленное дерево», которое Расселл отождествил с разрушением Храма и началом 70 летнего вавилонского пленения евреев. В свою очередь, последняя дата была им вычислена путем вычитания 70 лет из известной даты возвращения иудеев из плена в 537 г.д.н.э. Добавляя 2520 лет к 607 г.д.н.э., Расселл получает 1914 год в качестве завершения «семи времен» (допустима естественная погрешность в один год), что и было поначалу интерпретировано как окончательное установление Царства Божьего: «1914 год увидит Царство воздвигнутым или прочно установленным на Земле, на руинах современных учреждений». Предсказание Расселла разошлось большим тиражом, и после начала Первой мировой войны послужило росту популярности возглавляемого им общества Исследователей Библии, даже несмотря на тот факт, что Иисус так и не проявил отчетливо своего присутствия.

Частичное исполнение предсказания Расселла действительно удивляет. Однако, с позиций сегодняшнего дня легко заметить, что сделанная интерпретация весьма «натянута» в ряде ключевых мест. Во-первых, сомнительно использовать приближенную оценку года в 360 дней, потому что заявленный результат вычисления требует более высокой точности. Напротив, вполне разумно использовать солнечный год, в котором в среднем 365,25 дня. Во-вторых, согласно исторической науке, Иерусалим был захвачен, и Храм разрушен в 586 г.д.н.э., а не в 607 г.д.н.э. Даже с библейской точки зрения, извлечение Расселлом этой даты путем вычитания из падения Нового Вавилона (538 г.д.н.э.) – слишком смелый шаг, хотя бы по той причине, что Захария 1:12 утверждает, что 70 лет Гнева Господа завершились в момент написания книги Захарии, а она писалась примерно в 518 г.д.н.э., когда вернувшиеся из плена иудеи начали восстанавливать Храм. В-третьих, казалось бы сон Навуходоносора должен быть связан с его же царством, поэтому неясна причина вести отсчет «семи времен» от начала вавилонского пленения евреев. Логичнее было бы вести отсчет от падения Царства Навуходоносора (Новой Вавилонии) в 538 г.д.н.э., после того как пророк Даниил перевел царю Валтасару надпись возникшую на стене: «исчислил Бог царство твое и положил конец ему» (Дан.5:26), и в ту же ночь Валтасар был убит, а его царство отдано мидянам и персам. Скорее всего, у Расселла были свои причины вести отсчет от 607 г.д.н.э., однако мы хотим продвинуться немного дальше.

Будем использовать именно солнечный год 365,25 дня. Тогда «семь времен» соответствуют периоду времени 2556,7 года. Прибавляя этот период времени к дате падения Нового Вавилона (538 г.д.н.э.), получим, что Царство Навуходоносора должно возродиться в 2019 году. Такое событие выглядит не только исторически важным, но и неоднозначным. Мы вправе надеяться на лучшее, потому что Глава 4 Даниила завершается словами Навуходоносора, к которому вернулся разум: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо». В то же время, Откровение Иоанна предрекает возрожденному Вавилону разрушение в конце времен: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным… Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель…» (Откр.17:5,8) Христианам рекомендуется покинуть столицу этого государства: «выйди из нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее, ибо грехи ее дошли до неба» (Откр.18:4). Нам остается лишь снова процитировать Даниила: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан.4:24).

В таком виде наша интерпретация в сравнении с исходной интерпретацией Расселла выглядит более обоснованной по формальным признакам, однако не подтвержденной (в то время как интерпретация Расселла частично подтверждена событиями 1914 года). Мы бы не стали даже обсуждать это, если бы не столкнулись с весьма интригующим обстоятельством.

Для получения пророчества, исходя из текста Даниила период 2556,7 года следует отсчитывать, по нашему мнению, именно от даты падения Нового Вавилона (538 г.д.н.э.). Однако, что будет, если мы, не задумываясь пока над логикой, рассмотрим в качестве точек отсчета другие ключевые даты в истории Нового Вавилона? В конце концов, сам Расселл почему-то решил вести отсчет не от падения Вавилона, а от пленения иудеев…

Важнейшей датой является разрушение вавилонским царем Набопаласаром столицы Ассирии, города Ниневии, в 612 г.д.н.э. Известна традиция принимать именно эту дату в качестве даты образования Ново-Вавилонского царства. Так например Нострадамус в «Послании Генриху» строит аллюзию на историю Новой Вавилонии, указывая срок существования этого государства 73 года и 7 месяцев, что соответствует промежутку времени от разрушения Ниневии (август 612 г.д.н.э.) до коронации в Вавилоне Камбиса, сына персидского царя Кира (1 апреля 538 г.д.н.э.). Отражением названной даты 612 г.д.н.э. через «семь времен» является 1945 год, падение фашистской Германии. Более того, окончательная победа царя Набопаласара в войне с Ассирией (609 г.д.н.э.) отображается на 1948 год, то есть на дату восстановления государства Израиль. Видим, что события как бы повторяются, однако их смысл изменяется на обратный. Мы учитываем, что антитезой разрастанию Вавилона является падение тоталитарного государства (в данном случае – Германии), и что духовным антагонистом языческого Вавилона в Библии выступает Израиль.

Замеченная смысловая инверсия продолжается и дальше. Первый год правления царя Навуходоносора (605 г.д.н.э.) отображается на 1952 год – последний год правления Сталина. Новая Вавилония при царе Навуходоносоре находилась на вершине своего могущества.

Принятая в исторической науке дата начала вавилонского пленения евреев (586 г.д.н.э.) отображается на 1971 год, когда границы Советского Союза были открыты для евреев, и началась их массовая эмиграция в Израиль. История связанная с этой датой не слишком известна обывателю, поэтому остановимся на ней подробнее. В СССР традиционно практиковался отказ в ответ на просьбу об эмиграции в капиталистическую страну. 24 февраля 1971 года 24 советских еврея вошли в приемную председателя Президиума Верховного Совета СССР и отказались ее покинуть вплоть до момента удовлетворения их требования, разрешить им выезд на историческую родину, в Израиль. Министру внутренних дел было доложено, что приемная председателя Президиума захвачена. Непредсказуемая ситуация в итоге завершилась мирно – в конце рабочего дня группа евреев получила разрешение на выезд. Этот прецедент послужил началом массовой репатриации евреев из СССР, что вполне ассоциируется с возвращением из вавилонского плена. Снова видим, событие из истории Новой Вавилонии отобразилось в противоположное по смыслу событие из истории XX века.

В истории Ново-Вавилонского царства есть еще одна дата, которую мы не имеем права обойти вниманием. Это зарождение государственности в 626 г.д.н.э., когда пришедший к власти в городе Вавилоне царь Набопаласар (который контролировал на тот момент совсем небольшую территорию) восстал против Ассирии. Отражением этой даты по нашему методу выступает 1931 год, когда в Москве началось строительство Дворца Советов – самого высокого в мире здания, увенчанного стометровой статуей Ленина. Чтобы расчистить площадку под строительство небоскреба, 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Однако завершить строительство до начала войны не удалось, а в 1941 году возведенная часть каркаса была демонтирована, послужив материалом для железных дорог и противотанковых укреплений. Недостроенный высочайший в мире небоскреб ясно ассоциируется с библейской легендой о Вавилонской башне, обозначающей вызов брошенный Богу и повлекшей падение первого Вавилона. В наказание за гордость людей, Бог разделил языки, люди перестали понимать друг друга, и не смогли продолжать строительство города и башни. Вместо события в смысловом ряду мы обнаруживаем лишь указатель на библейский символ. Здесь остается ощущение недосказанности. По крайней мере, это можно понять как уход от механической обусловленности. Речь не идет о циклической повторяемости мировой истории, а скорее об ее организации по разумному плану, отраженному в Библии.

Таким образом, период в «семь времен» инвертирует по смыслу не только ожидаемую ключевую дату, предсказывая возрождение Нового Вавилона в 2019 году, но и другие важные даты истории Ново-Вавилонского царства. Именно совпадение (с инверсией смысла) по ряду дат минувшей истории позволяет нам утверждать, что предсказание о возрождении Нового Вавилона в 2019 году является обоснованным. Учитывая при этом, что персидский царь Кир II вошел в Вавилон уже в 539 г.д.н.э., в то время как в 538 г.д.н.э. ликвидация Новой Вавилонии как независимого государства была лишь формально завершена, можно предположить, что необратимые изменения в политическом ландшафте на пути возрождению Царства Навуходоносора произойдут уже в 2018 году.

Из представленного расчета нельзя сказать, следует ли относить предсказание к России, ведь основная опорная дата, 1945 год, связывает с Вавилоном гитлеровскую Германию (хотя другие даты ложатся в историю СССР). Можно только строить предположения в контексте других пророчеств о Вавилоне. Так в Откровении Иоанна, город Вавилон (столица государства) представлен в виде блудницы, «сидящей на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр.17:3), у которого «смертельная рана исцелела» (Откр.13:3). Учитывая, что в образе невесты Бога в Библии выступает либо Израиль (Ис.54:5), либо Церковь Христа (Откр.21:9,10), образ блудницы может указывать на непотребство в религиозной сфере, на сращение института церкви («жены») с богоборческим государством («зверем»). Известна традиция истолкования, восходящая на советской почве к диссиденту В.К.Зайцеву (1917–1992), полагающая что семь голов зверя суть семь правителей СССР, а десять рогов – это государства-участники СНГ. Тогда Откровение Иоанна предсказывает возвращение к власти одного из семи правителей СССР, который должен восстановить распавшуюся империю. Надо признать, совпадение с числом правителей СССР примечательно, а наше предсказание о возрождении Вавилона точно ложится в эту тему. Вспоминается также, что В.Завалишин в 1974 году правильно предсказал падение советской власти на 1991 год, опираясь на пророческую аллюзию Нострадамуса, где было сказано, что Новая Вавилония будет существовать 73 года и 7 месяцев. Поэтому ассоциация Новой Вавилонии с СССР подтверждена сбывшимся пророчеством.

Однако, на момент написания данной статьи из семи правителей СССР остается в живых только М.С.Горбачев, убежденный идейный противник тоталитарного государства, который и сам уже в преклонных годах. Следовательно, можно ожидать лишь мистического воскрешения одного из первых шести правителей СССР через неопределенный срок. При этом предсказание о возрождении Вавилона в 2019 году, полученное нами из Даниила – имеет мажорную тональность, так что Чарльз Расселл, которого мы полагаем автором идеи, ожидал отсюда наступления Царства Божия, а не зверя из Откровения. Похоже, здесь отсутствует фатум: как мы писали ранее в одном из текстов, «четвертый зверь Даниила, обращенный ко Христу и сохраняющий чистоту веры, должен быть прощен».

Таким образом, рассмотренные пророчества в их приложении к современности носят амбивалентный и даже провокативный характер, не давая нам механических инструкций. Заметим, отсутствие ясных критериев различия добра и зла всегда было одной из главных проблем человечества, так что наибольшее зло совершалось «служителями добра» в борьбе за правду (террор, революции, инквизиция, крестовые походы и «справедливые» войны). С этим же связан библейский сюжет об Адаме, вкусившем запретный плод с древа познания добра и зла, после чего грех вошел в мир. С тех пор люди знают об этих двух категориях нравственного сознания, но не всегда могут различить их. Предсказания будущего (по нашему опыту) не помогают в этом, а только свидетельствуют о существовании Высших сил, которым подвластно и само Время. 

Означает ли наш расчет, что мы пришли к отрицанию учения Расселла о 1914 годе? Видимо, не совсем так. В конце концов, предсказание Расселла о 1914 годе частично исполнилось, хотя логика его исследования и являлась странной. Но разве наша логика не является также странной? И то, и другое, основано на загадочных совпадениях, и чем тогда одни совпадения лучше или хуже других? Исследователи синхронизмов иногда говорят: «каков вопрос – таков и ответ». Возникающие цифровые сети зачастую переполнены информацией, избыточны. Расселл задал «вопрос» в рамках своей системы, и получил предназначенный для него «ответ». Без заявления Расселла о 1914 годе наша интерпретация никогда не возникла бы. При этом мы задали «вопрос» со своих отправных позиций, и также верим в полученный «ответ» – предназначенный для современности.

 

P.S.

Возможно, читателю будет любопытно узнать, откуда у нас возникла мотивация по-новому рассмотреть расчеты Расселла. В начале года мой странный сетевой друг под ником «Федя» уверенно заявил, что около 17 марта 2017 года наступит «мерзость запустения» (Федя пришел к этой дате из наложения еврейских праздников на ожидаемые им апокалиптические события). Хотя 17 марта ничего примечательного вроде бы не случилось, Федя сохранил убеждение в своей правоте, и несмотря на ироничное отношение окружающих, предсказал второе событие, «великую скорбь», которое явится логическим продолжением первого, непроявленного события, и случится 20 апреля... Основным событием 20 апреля 2017 года стал запрет Верховным Судом РФ деятельности «Свидетелей Иеговы» – пацифистской христианской организации, опирающейся на труды проповедника Чарльза Расселла. Более того, как выяснилось, деятельность организации была приостановлена 15 марта. Я заметил, что такое событие можно интерпретировать как «мерзость запустения» с точки зрения самих «свидетелей», хотя конечно и не в библейском смысле, и не в глобально-историческом масштабе. Таким образом, предчувствия Феди частично оправдались, что мотивировало меня познакомиться с религиозной доктриной «свидетелей». Первое примечательное обстоятельство, на которое я там наткнулся – учение Расселла о 1914 годе, которое и захотелось осмыслить по-новому…Прочитав мой текст, Федя сделал два замечания. Во-первых, он отметил, что сам родился в 1971 году, который фигурирует в моем расчете (избыточность цифровой сети?). Во-вторых, 20 марта, вблизи названной им первой даты, скончался Д.Рокфеллер, известный миллиардер, влиятельный идеолог глобализма. Но самое главное, добавил Федя, он обязательно должен успеть жениться на рыжей девушке, иначе миру конец.