Отклик на статью В.Петрова «Пальмирские надписи и книга Откровения»

И.К.Разумов, 2018 г.

 

В недавней статье В.Петрова, моего соавтора по ряду публикаций, рассматриваются апокалиптические мотивы в новой и новейшей истории. В частности, В.Петров обращает наше внимание, что королей Пруссии и кайзеров Германии, начиная с Фридриха II Великого (основателя прусско-германской государственности) оказывается семеро. После них наступил период Веймарской республики (1919-1933), когда Германия находилась в ослабленном состоянии и была урезана территориально. Попытку восстановить империю предпринял Гитлер, оказавшийся по счету «восьмым царем», начиная с Фридриха II Великого. Примечательно, что сам Гитлер боготворил короля Фридриха II, полагая себя продолжателем начатого им дела. Таким образом, по мнению В.Петрова, пророчество о «восьмом царе» из Откр.17, который восстановил империю после периода упадка, замечательно исполнилось на Гитлере. Для достижения наилучшего согласия с традиционной интерпретацией, полагающей «зверем» Римскую империю, В.Петров обращает наше внимание, что фашистские диктатуры Германии и Италии через Священную Римскую Империю выступают политическими правопреемниками Древнего Рима. При этом зверь Откровения имеет лапы медведя и похож на льва, потому что изображение медведя присутствует на гербе Берлина, и льва – на гербе Пруссии. Также В.Петров отмечает символическую связь Третьего Рейха с Вавилоном, благодаря тому, что незадолго до Второй мировой войны в берлинском музее Пергамон были воссозданы вавилонские Ворота Иштар, построенные в 575 г.д.н.э. царем Навуходоносором. Со всем этим можно, пожалуй, и согласиться – но лишь отчасти. Гитлер был несомненно предвестником и предтечей «зверя» из Откровения, и существенные штрихи данного в Откровении смыслового паттерна на нем исполнились, но при этом он все таки не мог быть самим этим «зверем», хотя бы по той причине, что после Второй мировой войны мертвые не воскресли, Новый Иерусалим не спустился на землю, Царство Божие не наступило  (см. наши более подробные комментарии в заключительной части данного отклика).   

Гематрические исследования автора показались мне любопытными по замыслу, но к сожалению в основном они выполнены «методом Бенари-Энгельса», который критикуется самим автором. Так например, нацисткое приветствие «Зиг хайль» имеет общепринятую греческую транслитерацию в виде «ζιγκ χάιλ», в то время как принятая автором траслитерация в виде «ζειγ χαιλ», дающая число 666, никогда не использовалась. Для имени «Навуходоносор II» греки используют транслитерацию «Ναβουχοδονόσωρ B'», которая отличается от авторской. Слово «Нью-Йорк» в именительном падеже пишется как «Νέα Υόρκη», а не «Νέας Υόρκης». При подсчете гематрии для имен «Γουλιέλμος В» (666, Вильгельм II), «Ναπολεον Βοναπαρτης Α» (975, Наполеон Бонапарт I) – автор принимает для буквы «сигма конечная» числовое значение «6». С формальной точки зрения, здесь перепутаны буквы «стигма» и «сигма конечная», имеющие почти одинаковое начертание. Буква «сигма конечная» исторически происходит от обычной сигмы, и поэтому должна иметь предпочтительное числовое значение 200. Справедливости ради, замечу, эта «ошибка» встречается не только у автора, но также в некоторых учебных пособиях и калькуляторах гематрий. Конечно здесь можно порассуждать о том, не обретает ли укоренившееся заблуждение определенный смысл в синхронистическом плане, однако столь глубокая философия выходит за рамки данного отклика. В качестве примечательного наблюдения можно отметить, что слова «Χιτλερ» (Гитлер) и «ο δράκων» (дракон) действительно имеют в греческой гематрии одинаковое числовое значение 1045. В контексте поиска «числа зверя» 666 интересно заметить, что антипод «зверя», Иисус (Ιησούς) имеет в греческой гематрии не менее примечательное число 888, но только лишь при условии, что буква «сигма конечная» имеет традиционное числовое значение 200. Красивое число в греческой гематрии имеет также слово «Россия» (Ρωσία), 1111.   

Астрономические расчеты в статье привели меня в некоторое замешательство. С одной стороны, имеются любопытные наблюдения: например, в 1945 году планета Венера за день до победы над фашисткой Германией останавливается в зодиаке (6 мая) и меняет направление движения, а в день Парада Победы (24.06.1945) она находится в максимальной утренней элонгации, т.е. светит на небе ярко и особенно долго. Таким образом, наблюдается явная корреляция (случайная ли?) движения планеты Венера с историческими событиями 1945 года. В качестве комментария к этому наблюдению В.Петров ссылается на Откр.2:26-28: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды они сокрушатся, как и Я получил власть от отца Моего; и дам ему звезду утреннюю». С другой стороны, при обсуждении «зверей», полностью игнорируются данные в Откровении разъяснения («семь голов суть семь гор на которых сидит жена, и семь царей… И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей…», и т.д. (Откр.17)), а приведенные Иоанном числа перемножаются на произвольные астрономические периоды, и затем суммируются. Например, рога (государства) умножаются на периоды Марса и складываются с головами (царями), умноженными на периоды Венеры. Несмотря на видимое отсутствие логики в этих операциях и получение в итоге чисел со странной размерностью (хотя автору, разумеется, кажется иначе), в них чувствуется конкретная цель: убедить читателя, что никакой новый «зверь Откровения» в будущем появиться не может, поскольку пророчество уже исполнилось. Хотя все таки в заключении, автор подчеркивает, что история обладает свойством повторяться, и «кто знает, когда проявят себя очередные драконы и звери».

По факту прочтения статьи, у меня возникла потребность более четко, по сравнению с прежними публикациями, сформулировать собственный взгляд на тему «зверя» из Откровения, в виде развернутого комментария. В основе этого комментария лежит с одной стороны традиция истолкования пророчеств, и с другой стороны – простые числовые совпадения, находящиеся в согласии с теми смыслами Откровения, которые в нем обозначены открыто.

Зверь из моря с семью головами и десятью рогами, напоминающий барса (леопарда) и льва, с ногами как у медведя, появляется в Откр.13. Одна из его голов как бы смертельно ранена, но смертельная рана исцелела. Второй зверь (позднее названный лжепророком, Откр.16:13) выходит из земли, действует одновременно (ἐνώπῐον, лицом к лицу) с первым зверем, он имеет два рога подобные агнчим, но говорит как дракон, заставляя живущих поклоняться первому зверю. Сказано, что число имени (первого) зверя 666. Эти «звери» организуют последнюю мировую войну, и они будут сокрушены Богом в месте называемом Армагеддон (Откр.16:16). Далее, в главе 17 описана жена, сидящая на звере багряном с семью головами и десятью рогами (по числу голов и рогов узнается первый зверь из Откр.13). Здесь дается и объяснение образа: багряный зверь – это богоборческое государство, жена сидящая на звере – это его столица аллегорически названная Вавилоном, семь голов зверя – это семь правителей государства, и одновременно (второй смысл символа) семь холмов на которых расположена столица, десять рогов – это десять государств одновременно существующих в период распада царства (после седьмого царя). Империю восстанавливает восьмой царь, который является в то же время одним из первых семи царей. Таким образом, восьмой царь воскресает как бы чудесным образом, и воскрешает богоборческую империю, что дает объяснение символу из Откр.13: одна из голов зверя была поражена насмерть, но затем исцелела. Государство-зверь как бы отождествляется с этим восьмым царем, который сам превращается в зверя: «зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» (Откр.17:8), «и зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17:11).

Традиционные истолкования относят данные образы к Риму. Считается, что зверь с семью головами – это Римская империя, сочетающая в себе признаки льва, медведя и барса (леопарда), которыми были ранее названы царство Навуходоносора, Мидо-Персия и империя Александра Македонского – предшественники Римской империи в пророчестве Даниила (Дан.7). Фраза «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел» – ясно указывает, что текст Откровения написан сразу после гибели императора Нерона, который был пятым по счету римским императором. Жена представленная в главе 17 – это город Рим, построенный на семи холмах. Предсказано, что после седьмого императора Римская империя претерпит распад на 10 частей. Затем вернется предположительно император Нерон, погибший во время государственного переворота, и восстановит ее. Примечательно, что Римская империя в итоге распалась именно на 10 частей; этому факту уделено большое внимание в эсхатологических исследованиях Исаака Ньютона. Тем не менее, пророческий смысл этой интерпретации остается незначительным. Сразу после Нерона (пятого, а не седьмого императора!) был короткий период междуцарствия, после которого империя восстановилась в прежней силе, и продолжала существовать 400 лет. За это время сменилось много правителей, однако никто из первых семи императоров не вернулся. Император Нерон – равнодушный к военному делу, увлеченный поэзией и театром – вообще мало подходит на роль зверя из Откровения, по крайней мере в том смысле, который сложился в традиции истолкования. Наконец, период распада империи должен быть относительно коротким: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17:12). Если исходить из того, что для Бога «тысяча лет как один день» (2Петр.3:8), тогда «один час» составляет примерно 42 года. Однако с момента распада Римской империи прошло уже 1500 лет. Можно лишь констатировать, что с позиций традиционной интерпретации (даже если она верна) пророчества Откровения выглядят несбывшимися. Как представляется, основной аргумент в пользу этой интерпретации – утверждение Иоанна, что шестой император «есть», т.е. текст Откровения был написан при шестом римском императоре, и значит в качестве «зверя» следует понимать Римскую империю. Отсюда кажется, любая интерпретация предсказательного характера не является фатальной, а имеет лишь вероятностный статус, и при удачном стечении обстоятельств может быть «выключена» благодаря буквальному смыслу.

В современном контексте, пророчества Откровения весьма подозрительно ложатся на историю СССР. Действительно, согласно известной православной формуле, «Москва – Третий Рим» (как в политическом, так и в духовном смысле), и подобно Риму столица построена на семи холмах. Богохульствующий багряный зверь с семью головами – это вполне может быть СССР с богоборческой идеологией, преобладанием красного цвета в своей символике и семью правителями (Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев). Хотя при подсчете числа правителей СССР иногда учитывают Маленкова между Сталиным и Хрущевым, последняя версия не является общепринятой. В книге доктора исторических наук, генерал-полковника Д.А.Волкогонова «Семь вождей», первые лица государства рассматриваются без Маленкова между ними. После седьмого правителя СССР претерпевает распад, и на его пространстве образуется Содружество Независимых Государств (СНГ), в котором на данный момент именно 10 участников, в полном согласии с количеством «десяти рогов». Столица царства  – жена сидящая на багряном звере – в Откровении Иоанна аллегорически названа Вавилоном. Аналогия СССР с Вавилонским царством подтверждается публикацией Завалишина, который в 1974 году, исходя из аналогичного отождествления СССР с Вавилонским царством в пророчестве Нострадамуса, правильно предсказал падение СССР («Новой Вавилонии») на 1991 год. Наконец, признаки барса (леопарда), льва и медведя при описании «зверя» могут обозначать не только символы древних империй из пророчества Даниила, но и более современное наследование символики: барсы (леопарды) присутствуют на гербе Шлезвига, откуда родом был император Петр III, родоначальник ветви Гольштейн-Готторп-Романовых, вставшей во главе Российской империи с 1762 года; cущество с пастью льва и львиные головы появились на фамильном гербе дома Романовых в 1856 году; медведь является важным символом современной России. Наиболее примечателен здесь медведь, поскольку львы обнаруживаются в геральдике большинства государств.

Согласно Откровению, период «десяти рогов» (упадок империи) продолжается только «один час». С учетом возможного округления и при использовании известной формулы «один день равен тысяче лет», этот период может составлять не более 62 лет (1.5 часа). По его окончании должен как бы воскреснуть один из первых семи правителей СССР и возродить империю. Этот правитель выражает суть государства, настолько что в Откровении отождествляется с ним. Число государства-зверя это одновременно и число человека-зверя, восьмого и заключительного правителя СССР, который есть одновременно один из первых семи правителей. Думается, таким правителем может быть только Сталин. Разумеется воскрешение должно быть ложным, то есть предполагается символический подлог. Смущает только упоминание о «смертельной ране» (Откр.13:3), потому что согласно традиционной версии истории, Сталин умер естественной смертью. Однако дословный перевод с греческого не обнаруживает «смертельной раны» в этой строке: «и одна из голов его как бы поражена насмерть, и удар смерти ее был исцелен». При дословном переводе «рана от меча» появляется только при описании деяний лжепророка: «дано ему сделать изображение зверя, который имеет рану от меча и ожил» (Откр.13:15): но в этой фразе речь идет скорее о символике восстановления государства после периода распада.

Согласно Откр.13:16, число 666 является «числом имени», и значит, по-видимому, оно должно вычисляться из гематрии (вероятно греческой) для имени «восьмого царя». На данный момент это имя нам неизвестно. Признавая этот факт, тем не менее хочется обратить внимание на несколько подозрительных сочетаний шестерок в жизни Иосифа Виссарионовича. Вершина политического могущества вождя – Парад Победы 24 июня 1945 года, состоялся в тот день, когда Сталину исполнилось 66 лет 6 месяцев 6 дней (легко убедиться в этом, стартуя с даты рождения 18 декабря 1878 года). Умер Сталин в 6666 году эры Скалигера (этот способ расчета времени, предложенный Скалигером, был популярен в научной хронологии, особенно в 17–19 веках). Наконец, на 66-ой день года (7 марта) приходится середина между днем смерти Сталина (5 марта) и днем его похорон (9 марта).    

Хотя мы начали рассмотрение образа «зверя» с главы 13, смысл видения не может быть вполне адекватно понят в отрыве от предыдущих глав Откровения. Однако лишь редкие христианские авторы комментировали главу 12, в которой завязывается сюжет связанный со «зверями». Так например, Библия с комментариями Ч.И.Скоуфилда (1909) в комментариях главы 12 ограничивается одной фразой, что нам следует ожидать второго пришествия Христа. Между тем, Иоанн описывает здесь следующее. Жена облеченная в солнце, имеющая на голове венец из 12 звезд, рождает младенца, которому предстоит «пасти все народы жезлом железным» (Откр.12:5). Младенец сразу же взят на небо к Богу (Откр.12:5), и там разворачивается война между ангелами; Сатана в образе дракона с семью головами и десятью рогами оказывается низвержен на землю. «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12). Оказавшись на земле, дракон в ярости бросается на жену, но жене даны крылья большого орла, и она улетает в пустыню на 1260 дней. Дракон пускает из своей пасти вслед за женой воду, как реку, но земля впитывает ее. Не в силах одолеть жену, дракон решает «вступить в брань с прочими из семени ее, сохраняющими заповеди Божии» (Откр.12:17). На этом месте глава 12 заканчивается, а в начале главы 13 появляется то самое государство-зверь с семью головами и десятью рогами. Складывается впечатление, что данное государство создано драконом по своему подобию (красного цвета, с семью головами и десятью рогами), именно для того, чтобы «вступить в брань с прочими из семени жены».     

Христианские комментаторы избегают относить это видение к Богородице и рождению Иисуса. Так например, Ипполит Римский видит в образе жены церковь, и в образе младенца христианскую проповедь: «Под образом жены, облеченной в солнце, весьма ясно показывает Иоанн церковь, облеченную в Слово Отчее, сияющее паче солнца. Тем, что на главе ее венец из двенадцати звезд, указывает на двенадцать апостолов, через коих основана церковь. И во чреве имущи вопиет болящи, и страждущи родити, это значит, что не перестанет церковь рождать от сердца Слово, гонимое в мире неверных». В любом случае, если в качестве зверя рассматривать Римскую империю, возникает явная неувязка, поскольку Римская империя появилась до рождения Иисуса, в то время как согласно главе 13, государство-зверь возникает после вознесения младенца, и после пребывания жены в пустыне. 

Если теперь оттолкнуться от удачной аналогии государства-зверя с СССР, то отсчитывая от его появления 1260 дней назад, мы должны получить время падения дракона на землю и его нападения на жену. Имеется три варианта для точки отсчета: Октябрьская революция 07.11.1917, установление диктатуры большевиков 18.01.1918, и собственно образование СССР 29.12.1922. Последняя дата кажется слишком формальной, она соответствует подписанию договора между республиками, которые и без того контролировались из одного центра. Первая дата пропагандировалась в советское время; однако на деле она соответствует только смене временного правительства, которому надлежало существовать до созыва Учредительного Собрания. Поэтому наибольший интерес представляет дата 18.01.1918, когда состоялся роспуск Учредительного Собрания, высшего органа законодательной власти. Следуя пророчеству Нострадамуса о 73 годах и 7 месяцах существования «Новой Вавилонии», и отсчитывая их вперед от 18.01.1918 г., приходим к путчу ГКЧП 19 августа 1991 года, положившему конец диктатуре большевиков. Таким образом, для даты 18.01.1918 г. завалишинская интерпретация исполнилась с точностью в один день. Отсчитывая теперь от этой даты 1260 дней назад, приходим с точностью порядка одной недели, к началу Первой мировой войны (Германия объявила войну России 01.08.1914 г., Австро-Венгрия 06.08.1914г.). Таким образом, Первая мировая война соответствует нападению дракона на жену.

Сказано, что жена спаслась от дракона благодаря двум крылам большого орла (Откр.12:14). Большой орел, присутствующий на гербе Российской империи, и ранее давал повод многим интерпретаторам видеть Россию в образе жены. Так например, В.С.Соловьев писал в 1885 году: «В одном разговоре Достоевский применял к России видение Иоанна Богослова о «жене облеченной в солнце и в мучениях хотящей родить сына мужеска»: жена это Россия, а рождаемое ею есть то новое Слово, которое Россия должна сказать миру» [В.С.Соловьев. «Третья речь», сказана в память Ф.М.Достоевского 19 февраля 1885 года]. Однако нам представляется, последнее отождествление не вполне верно. Если большой орел символизирует Российскую империю, то сама жена – это скорее церковь, а не государство. Более того, глава 11 начинается, вероятно, с требования выделить группу истинно верующих внутри церкви: поскольку внешний двор храма не подлежит измерению. 

Казалось бы, нам остается только найти «ребенка», т.е. то чудесное Слово, возникшее в недрах русской церкви незадолго до Первой мировой войны. Однако, сделать это не удается. Может быть речь идет о философии всеединства В.С.Соловьева, где центральное место занимал образ Софии, Божественной Премудрости или Мировой Души, или о других представителях русского космизма, – но аргументы остаются недостаточными. Известный в интернете интерпретатор Откровения, Андрей Мазуркевич, полагает что это Слово должно быть озвучено двумя пророками в течение 1260 дней (Откр.11). Сами пророки появятся в последние времена, непосредственно перед воскрешением «зверя». В политическом плане, как считал В.С.Соловьев, самое главное, что могла бы предложить миру Россия, – это отказ от национального эгоизма, самопожертвование во имя блага других народов.

В заключении, несколько совсем вольных комментариев, предсказательного характера. Откровение Иоанна и книга пророка Даниила позволяют, в принципе, проследить ключевые вехи прихода «зверя» и его деятельности. В комментариях Исаака Ньютона большое внимание уделялось следующему пассажу Даниила: «…десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста говорящие высокомерно» (Дан.7:7-8). Ньютон полагал, что речь идет о Римской империи, сооответственно «малый рог» означает появление нового небольшого государства в дополнение к существующим «десяти рогам». По мнению Ньютона, в приложении к Римской империи таким «малым рогом» являлось Папское государство (ныне Ватикан). Однако, по-видимому, это мало согласуется как с приведенными выше цитатами Откровения, так и с современной историей Ватикана, которая по объективным причинам была неизвестна Ньютону. Папское государство было сначала дважды ликвидировано в 1808 и 1870 годах, о чем пророчества умалчивают, а затем восстановлено в 1929 году в статусе малого государства, лишившись всех подконтрольных территорий. В современном мире Ватикан больше не играет той ключевой политической роли, которую играло Папское государство во времена Ньютона. Тем не менее, из исследований Ньютона вытекает следующая основная мысль, гипотеза: приход «восьмого царя» должен быть связан с возникновением нового небольшого государства в дополнение к существующим «десяти рогам». Возможно, «восьмой царь» появляется сначала именно в этом новом маленьком государстве. Помню, в 90-ые годы в интернете распространялось истолкование, что таковым «малым рогом» на территории бывшего СССР является независимая Чечня.

Ньютон также подчеркивал, что поскольку «малый рог» имеет «глаза человеческие, и уста говорящие высокомерно», это может указывать на псевдорелигиозный и лжепророческий характер данного государственного образования (чем дополнительно аргументировалась аналогия с Папским государством). Отсюда у меня возникает предложение ассоциировать «малый рог» из Дан.7 со вторым зверем из Откр.13. Действительно, если первый зверь из Откр.13 рассматривается одновременно как государство, и как его последний правитель, тогда вполне может быть, что и второй зверь выступает не только в качестве человека (лжепророка), но и в качестве малого государства. Если первый зверь имеет десять рогов, которые соответствуют десяти царствам, одновременно существующим на территории империи в период упадка, то второй зверь имеет только «два рога, подобные агнчим, и говорит как дракон» (Откр.13:11). Фраза «он действует перед ним со всею властью первого зверя» (Откр.13:12) в дословном переводе приобретает другую интонацию: «и власть первого зверя всякую делает перед ним». Иначе говоря, его действия направлены на воскрешение первого зверя (и в этом он отличается от независимой Чечни).

Удивительно, но сначала «восьмому царю» подчиняются «деcять рогов», а вот собственную столицу (жену сидящую на семи холмах) ему приходится покорять силой: «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю» (Откр. 17:16-17). Возможно, приход царя оказывается законным, так что он получает признание среди давних союзников. Но столица бунтует («оранжевая революция»?), и царь вынужден опереться на внешнюю силу. Помогая «восьмому царю», союзники вероятно еще не знают, что вскоре их царства сами будут «отданы зверю». После подчинения столицы возникает конфедерация из трех государств: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (Дан.7:24) Признаки этой конфедерации сохраняются вплоть до последнего времени: «Так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою» (Иез. 39:1-4). «И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него […] Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота» (Зах.14:12–15).