Демон Гоголя: проклятия и пророчества.

И.Латунский, zulus_07[@]mail.ru, г.Пенза 

 

НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ СЛОВ

Ещё задолго до знаменитых евтушенковских строк «поэт в России - больше чем поэт» («Братская ГЭС», 1965) Гоголь, завершая главу «О лиризме наших поэтов» в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями», отмечал:

«…во всех других землях писатель находится в каком-то неуважении от общества, относительно своего личного характера. У нас напротив… у всех вообще, даже и у тех, которые едва слышат о писателях, живёт уже какое-то убеждение, что писатель есть что-то высшее».

Продолжу здесь эту мысль приведением ещё нескольких цитат:

 «Русская литература – самая профетическая в мире, она полна предчувствий и предсказаний» (Н.А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» IV, 1)

«Эти тревожные писатели пробовали, каждый по своему, начертать ей [России] закон и … fatum что ли, пророчество» (Розанов о Гоголе, Лермонтове, Толстом и Достоевском в статье «Ив. С. Тургенев»).

 

Розанов же в статье «М.Ю. Лермонтов (к 60-летию кончины)» продолжил одну из излюбленных своих тем,- о принадлежности к «тёмному» мистическому началу двух из трёх столпов нашей классической словесности,- Гоголя и Лермонтова:

            «Оба они имеют параллелизм в жизни здешней и какой-то нездешней. Но их родной мир – именно нездешний. Отсюда их некоторое отвращение к реальным темам…Оба писателя были явно внушаемы; были обладаемы. Были любимы небом… Оба были до того испуганы этими бестелесными явлениями, и самые явления – сколько можно судить по их описаниям – до того не отвечали привычным им с детства представлениям о религиозном, о святом, что они дали им ярлык, свидетельствующий об отвращении, негодовании: «колдун», «демон», «бес»…».

О Лермонтове поговорим подробнее в другой раз. Сейчас же его персоны коснёмся лишь мимоходом, ибо без этого небольшого отступления от основной темы, могут остаться непонятыми и все дальнейшие наши размышления. Итак, «мистическое в поэзии Лермонтова надо объяснить» (И.П. Щеблыкин «Классика и современность»,- Пенза: 1991). Ниже мы этим делом и займёмся, но прежде дадим своеобразный небольшой вступительный обзор из воспоминаний современников и впечатлений потомков, связанных с психологической сутью личности Михайло нашего Юрьевича…

            «Он показался мне ненавистником рода человеческого вообще» (Н.К. Лорор «Из записок декабриста»).

            «Тёмно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчётное к себе расположение… Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна» Н.Ф. Вистенгоф «Из моих воспоминаний»).

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой… веяло от его смуглого лица» (И.С. Тургенев «Литературные и житейские воспоминания»).

«Когда-то на смуглом лице юноши Лермонтова Тургенев прочёл «зловещее и трагическое, сумрачную и недобрую силу, задумчивую презрительность и страсть». С таким выражением  лица поэт и отошёл в вечность; другого облика он и не запечатлел в памяти потомства» (Ю.И. Айхенвальд «Силуэты русских писателей». М.: Республика, 1994; статья «Лермонтов»).

«Дьявольский талант!» (Белинский о Лермонтове в письме В.К. Боткину 16-21 апреля 1840г.).

            «Пушкина я выше ставлю, у Пушкина это почти надземное,- говорил он,- но в лермонтовском «Пророке» есть что-то, чего нет у Пушкина. Желчи много у Лермонтова,- его пророк с бичом и ядом… Там есть ОНИ!» (Достоевский в воспоминаниях В.В. Тимофеевой; «Ф.М. Достоевский об искусстве. Статьи и рецензии». М.: Иск. – 1973; статья «Из воспоминаний о Ф.М. Достоевском).

            «Пушкин был обыкновенен, достигнув последних граней, последней широты в этом обыкновенном, «нашем». Лермонтов был совершенно необыкновенен; он был вполне «не наш», «не мы»…такого тона ещё не было ни у кого в русской литературе. Вышел – и владеет. Сказал – повинуются. Пушкин «навевал»… но Лермонтов не навевал, а приказывал» (Розанов «О Лермонтове»).

            И , наконец, фрагмент из уже цитируемой выше работы Щеблыкина, который, приводя фрагмент из лермонтовского «Умирающего гладиатора» (1836),- «Не так ли ты, о европейский мир…/ К могиле клонишься?» - добавляет от себя: «Удивительное стихотворение, что оно предрекает человечеству?».

            Не берусь утверждать, что предрекало стихотворение, но замечу только, что вот сам автор, если выразиться  языком Печорина, и после своей физической смерти продолжал ещё играть «роль топора в руках судьбы», для нашей страны, во всяком случае.

            Уточняюсь. И предлагаю ознакомиться с рядом занимательных совпадений того, что он, посмертный, для нас «предрёк» («приказал?):

            - через 100 лет после его рождения = 1914 – вступление России в Первую Мировую войну (кстати, в день объявления войны в возрасте 82-х лет скончался Александр Пушкин младший, сын А.С.П.);

            - через 100 лет после смерти = 1941 – начало Великой Отечественной войны;

            - через 150 лет после рождения = 1964 – формально произошла смена хрущёвской «оттепели» на брежневский «застой»; но если смотреть шире, то начавший с этого года период экономической стагнации означал уже медленное  и верное проедание прежних достижений сталинского периода (при Хрущёве ещё развивавшихся по инерции), которое мы наблюдаем ещё и до сих пор;

            - через 150 лет после смерти = 1991 – окончательный развал СССР …

 

В своё время, основываясь на одном замечании Гоголя, которое я приведу ниже, я очень надеялся на то, что сакральной власти у 200-летнего юбилея Лермонтова уже не будет, что  200 лет – это уже не его период, а период возвращенного «солнца» - гармонии; вот  это замечание:

«ПУШКИН ЕСТЬ ЯВЛЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, И МОЖЕТ БЫТЬ, ЕДИНСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОГО ДУХА: ЭТО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ЕГО РАЗВИТИИ, В КАКОМ ОН, МОЖЕТ БЫТЬ, ЯВИТСЯ ЧЕРЕЗ ДВЕСТИ ЛЕТ» (Н.В. Гоголь «Несколько слов о Пушкине»,- 1832) [здесь и далее выделения текста большими буквами мои,- И.Л.].

Прежде, чем продолжить дальнейшие размышления, обратимся немного к вопросу о том, с какого «потолка» он мог взять именно это число (200)?  В качестве одного из возможных вариантов источников темы «200» можно, наверное, предложить такую сноску: «… нет, Россия молилась не напрасно. Она молилась в 1612, и спаслась от поляков; она молилась в 1812, и спаслась от французов…» (из восстановленного черновика Гоголя к Белинскому, конец июля – начало августа 1847г.). И предположить, что именно этот двухсотлетний период  и вертелся  у него в подсознании, когда он ненароком предсказал появление второго Пушкина?

Но, думается, можно найти и более простое объяснение. Сейчас говорю о рассказе «Записки сумасшедшего» (1833-1834), самого по себе изобилующего пророческими моментами и о жизненном финале Пушкина (об этом ниже), и о финале самого Гоголя. Так вот, на всём протяжении повествования этого рассказа даётся лишь одна «полусумасшедшая» дата «год 2000 апреля 43 числа». Она-то почти напрямую и объясняет нам суть двестилетия из «Нескольких слов о Пушкине». Гоголя, смело предположим, манило к себе, казавшееся тогда таким фантастически запредельным, «прекрасное далёко» рубежа второго и третьего тысячелетия (и «Русь-тройка»,- не отсюда ли?). А дата «2000» и по сути близка к «1999» (1799+200), да и графически недалека от тех «двухсот лет» ожидания появления второго Пушкина (200+0).

            Впрочем, думаю, что пунктуально цепляться за эту, прошловековую уже, дату 200-летнего юбилея А.С.П., не вполне было бы верно; ибо и та дата, которую мы выбрали для обнародования этой нашей теории (200-летний юбилей самого Гоголя), также «в ход пойдёт», ибо «всё смешалось» в доме русской литературы:

«Хронологическая деталь: книга Гоголя («Выбранные места…») вышла в свет через десять лет после смерти Пушкина. Как раз эти десять лет отделяют дату рождения Гоголя от даты рождения Пушкина. К 1847 году Гоголь достиг возраста, в котором закончил свою жизнь Пушкин. Пушкин погиб в тридцать шесть лет. Столько же лет было Гоголю, когда он опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями».

Игорь Золотоусский «Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500317

Именно «второго», а пока не смены эпох вообще,- ибо речь у Гоголя именно  о «явлении духа»; впрочем, заметим, что не у него одного,- Нострадамус тоже, помнится вещал о 1999-ом,- см. его знаменитый катрен 10-72 и мой комментарий к нему см. на: http://zhurnal.lib.ru/editors/l/latunskij_i_g/nostriii.shtml

Итак, 200 лет минули. Но кого же ждал Гоголь? Не того ли, кто сможет довести до логического конца то, что он сам, в конец запутавшись, так и оставил на полдороге:

 «Где же тот, кто на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: ВПЕРЁД? Кто, зная все силы и свойства глубины нашей породы, одним чародейным мановением мог бы устремить на высокую жизнь? Какими словами, какой любовью заплатил бы ему русский человек. Но века проходят за веками, позорной ленью и безумной деятельностью незрелого юноши объемлется … и не даётся Богом муж, умеющий произносить его…» (Гоголь «Мёртвые души» том второй).

Он ждал того, кто поймёт его, наконец; кто отыщет его ключик:

 «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Это пока тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех раскрыться в последующих томах… Повторяю вам вновь, что это тайна, и ключ от неё покаместь в душе у одного только автора» (А.О. Смирновой, 13 июля 1845 г.).

 «Вы станете покрепче всматриваться в душу человека, зная, что в ней ключ всего. Душу и душу нужно знать теперь, а без того не сделать ничего» («Выбранные места…»).

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин» («Выбранные места...»).

 

А пока мы имели «сон дешифровщика».

Вероятно, строки современника Гоголя А.К. Толстого о своём герое Поток – богатыре (из одноимённой баллады) есть случайное совпадение с пророчеством Гоголя, но мы им воспользуемся, дабы скрасить нашу сумрачную работу пущей краской художественности:

«… лет на двести ещё засыпает,

Пробужденья его мы пока поджидаем;

Что, проснувшись увидит, о том и споём,

А покуда он не проспится,

Наудачу нам петь не годится» («Поток – богатырь», 1871 г, 1, 201).

А пока ключик Гоголя вообще многими признаётся чуть ли не за химеру.

Даже у Розанова, как ни глубоко капнул он суть нашего «колдуна», и то опускались руки:

 «Биографы гадают и, по всему вероятию, никогда не разгадают Гоголя. А есть что разгадывать… И всё-таки общее резюме о нём биографов: «Гоголь молчалив и загадочен, как могила… остаётся думать, что Гоголь принадлежал к тем редким мятущимся натурам, которые и сами от себя не имеют «ключа» (Розанов «Гоголь»).

Сам же Гоголь признавал эту аксиому лишь отчасти:

«Много я не умею объяснить, да и для того, чтобы объяснить что-нибудь, нужно мне поднимать из глубины души такую историю, что не впишешь её на многих страницах» (С.П. Шевырёву, 2 декабря 1844г.).

Да, стоит признать, что Гоголь умел наводить на свою персону большого туману и в ранний период:

«Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно...– пишет Гоголь матери в 1828 году, заканчивая нежинскую гимназию высших наук, в стенах которой провёл семь лет, – Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом – угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч., в третьем – болтлив и докучлив до чрезвычайности, у иных – умен, у других – глуп».

И в поздний период:

«Говорить откровенно о себе я никогда никак не мог. В словах моих, равно как и в моих сочинениях, существовала всегда страшная неточность…» (С.П. Шевырёву, 2декабря 1844г.).

«… относительно моего душевного состояния не говорил ни с кем… Никто из них [из литераторов] меня не знал… Как воспитывалась незримо от всех душа моя [сравни: «Незримые миру слёзы» в «Мёртвых  душах»] – это известно вполне богу. Об этом не расскажешь. Для этого потребовались бы томы, и эти томы всё бы не сказали всего. Да и к чему рассказывать о том, какие вещи горели и перегорали во мне?» (А.О. Смирновой, 28 декабря 1844г.).

… Да такого туману, что до сих пор потомками воспринимается как некая неопределённая бесконечная величина, или мой образ,- Гоголь – Google.

Здесь приведём случайную историю рождения этого математического термина, призванного обозначить самое большое из всех возможных теоретических чисел, посредством которого в близлежащих от нас вселенских просторах и посчитать-то ничего нельзя:

В 1938 году американский математик Эдвард Каснер спросил у своего десятилетнего племянника: «Мильтон, малыш, как бы ты обозвал число, в котором аж сто нулей?» Ребёнок в этот момент, видимо, что-то увлечённо жевал, потому что единственное членораздельное слово, которое он сумел из себя извлечь, было слово «гуугол». И спустя полтора года в свет вышел труд мистера Каснера, в котором он торжественно представил широкой публике новый замечательный термин – гугол.

Но туман туманом, но, думаем,- время «объяснять» и «поднимать историю из глубины души»…

 

ТРИДЦАТЬ ТРИ И ДРУГИЕ…

Напомним, что изначальный гоголевский план «Мёртвых душ» - 3 тома по 11 глав в каждом, или христовы 33 должнующие быть в итоге… «О подражании Христу». Это название книги средневекового христианского мистика Фомы Кемпийского, ставшей настольной для Гоголя в последние годы его жизни, только и приходит здесь на ум. Позволим себе на сей счёт одну ироничную киноцитату : «Это не у него 33, это у меня 33!» (х/ф «Тридцать три», комедия, Мосфильм, 1965).

Итак, общий план: описание характеров по дантовой восходящей морально-нравственной градации: от ада через чистилище к раю…Но всем хорошо известно, что вместо того, чтобы осуществить этот поистине титанический план до конца, Гоголь застрял на аде, и…погрузил Россию в многолетний хаос всесословного всесмешения (аки ту кошку, которую он утопил в пятилетнем возрасте, играючи на пруду в Герасима и Му-Му). В Россию с Гоголем пришло тёмное дисгармоническое начало…

Ибо по большому счёту ни до Гоголя, ни вне его Россия ещё не знала нигилизма. Именно он смог явиться своего рода катализатором данного процесса,- именно с середины 19-ого века, появились первые признаки БОЛЬШОГО идейного отрицания, или того, что Достоевский назовёт «бесовской одержимостью». 
Ниже займусь тем, что буду валить в кучу различные окологоголевские мнения и теории.
Начну с довольно объёмной цитаты из работы человека, который, пожалуй, глубже всех прочих комментаторов Гоголя обозрел и описал его глубинно-потустороннюю сущность:
               «Гоголь,- так-таки решительно без мысли, не только у героев своих, но и у себя, если не считать «Размышлений о божественной литургии» и писем к калужской губернаторше Смирновой,- толкнул всю Русь к громаде мысли, к необычайному умственному движению, болью им нанесённой, ударом, толчком. Сейчас за ним пошли не формальные, слабые, глиняные, сравнительно антихудожественные Рудины, Лежнёвы, Базаровы, пошли Рахметовы и Кирсановы, выбежал Чернышевский, выскочила Вера Павловна (в «Что делать?»); всё это слабо, ничтожно, неизваяно. Но вот в чём суть: все думают, все стараются думать. Вся Русь «потянулась из жил», чтобы убежать от мёртвых червяков Гоголя. Куда бежать?..
               … и Русь, читая «Мёртвые души», не вспомнила даже, что Чичиков вместо Манилова мог бы попасть в деревню Чаадаева или Герцена, Аксакова или Киреевских, мог бы попасть в деревню Пушкина, или друзьям и ценителям Пушкина. Громада Гоголя валилась на Русь.
               - Нет мысли! Бедные мы люди!
               - Я буду мыслителем,- засуетился Чернышевский.
               - Я тоже буду мыслителем,- присоединился «патриот» Писарев…
               … Так как в Гоголе самом не было никакой определённой великой мысли, как он толкнул Русь вообще не мыслью, не идеями, а изваянными образами, то движение, от него пошедшее, и не начало слагаться в кристаллы мысли, не приобрело правильности и развития, а пошло именно слепо, стихийно, как слепа и стихийна вообще область красоты, эстетическая.
               - Дальше от Гоголевского безобразия…
               - Но куда дальше, как – никто не знал. Рельсов не было. Был туман, в который двинулась Русь, и в котором блуждает она и до сих пор. Все бегут от прошлого, но куда бежать – никто не видит. Гоголь страшным могуществом отрицательного изображения отбил память прошлого, сделал почти невозможным вкус к прошлому,- тот вкус, которым был, например, так богат Пушкин. Он сделал почти позорным этот вкус к былому… Пушкин, как известно, лет на тридцать был совершенно забыт, «мёртвая душа», которую вышвырнул из сознания преуспевающий Писарев…
               … И Русь захохотала голым пустынным смехом… И понёсся по равнинам этот её смех, круша и те избёнки на курьих ножках, которые всё-таки кое-как стояли, «какие нам послал Бог», по выражению Пушкина (в письме Чаадаеву). И это дикий безыдейный хохот,- сколько его стоит ещё на Руси!» (В.В.Розанов «Гений формы (к 100-летию со дня рождения Гоголя)»).
 
               Продолжу парой исторических комментариев:
               «Начиная с 60-х годов…аффект страха стал преобладающим в правящем слое… начались революционные движения… эти настроения реализовались в репрессии… получился порочный круг» (Н.А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» III, 1). «Порочный круг», добавим от себя, который был разорван лишь с «грозой 17-ого года»...
               Именно с середины 19-ого века у нашей читающей публики пропадает интерес к либерально настроенным изданиям. Число подписчиков и падает в геометрической прогрессии, а в моду входят так называемые прогрессивные журналы. Впрочем, признаем, здесь подмешались ещё и общеевропейские влияния: так, в европейской философии, например, именно в 40-50 года 19-ого столетия произошёл сдвиг от классической её формы в сторону неклассической (метафизика).

 

«Гоголь в литературе – целая формация…Не меньше.Только «формация»-то эта «без бога, без царя».

Пришёл колдун, вынул из-под лампсердика чёрную палочку, сказал,- Вот я дотронусь до вас, и вы все станете мушкарою». (Розанов «Мимолётное»)

Вышеприведённая мысль любопытна, кстати, и в сравнении с одной оговоркой самого Гоголя,- когда, возвратившийся в С.П.б после многолетней загранки, он здесь многому дивится, и в частности: «Всё так странно, так дико. Какая-то нечистая сила ослепила глаза людям, и бог попустил это ослепление» (М.П. Погодину, начало октября 1848г.).

               «В русскую литературу ворвалась дотоле незнаемая, шумная и ошеломляюще живописная так называемая "нечистая сила" в лице героев народного эпоса - чертей, виев, ведьм, привидений, вурдалаков, русалок».(Генрих Грузман «Гоголь - птица дивной породы») http://lit.lib.ru/g/gruzman_g/gogol.shtml

«Все гоголевские обороты, выражения быстро вошли во всеобщее употребление. Даже любимые гоголевские восклицания: «чёрт возьми», «к чёрту», «чёрт вас знает», и множество других вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до сих пор не бывали. Вся молодёжь пошла повторять гоголевским языком» (В.В. Стасов «Училище правоведения … в 1836-1842гг.»).

               «В поле бес нас водит, видно,
               Да кружит по сторонам…» 
               (А.С.Пушкин «Бесы»).

             Далее смотрим опять у Розанова в «Опавших листьях»:

            «Словечки» великолепны. «Словечки» как ни у кого. И он хорошо видит, что «как ни у кого», и восхищаются, что бессмысленным восхищением и горд тоже бессмысленной гордостью… Никогда более страшного человека… подобия человеческого… не приходило на русскую землю».

«… откуда эта беспредельная злоба?

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

(о Гоголе)

… демон, хватающийся боязливо за крест.

(он же перед смертью)».

«Гоголь всё-таки пугался своего демонизма».

            «Дьявол вдруг помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, больших пузырьков… Это пришёл Гоголь. За Гоголем всё. Тоска. Недоумение. Злоба, много злобы. «Лишние люди». Тоскующие люди. Дурные люди».

 
               Ещё одна мутная теория.
               Его сила в форме, которой он дал новую жизнь, дал волю, слившись с Россией в резонансном созвучии иррациональных проявлений, загипнотизировал её волшебным звучанием своей звучной лиры. Затронул именно ту сторону русской ментальности, которая уже давно ждала своего гусляра. Растопив тьму доселе бессознательного, выпустил в мир «легион бесов»… Заворожил-заколдовал Россию и, осознав это, и невозможность исправления этого, впал во второй половине своей творческой жизни в жесточайшую манию отрицания…
               И ещё один «вытекающий» образ: радиация дала течь. 
               «Гоголь покоился на атомах. Атомный писатель. «Элементы» «первые стихии» души человеческой: грубость (Собакевич), слащавость (Манилов), бестолковость (Коробочка), пролазничество (Чичиков)… Отсюда-то его могущество. Сели его «элементы» на голову русскую и как шапкой закрыли всё. Закрыли глаза всем… «Темно на Руси», но это, собственно, темно под гоголевской шапкой» (Розанов «Мимолётное»).  
 
               Смотрим у Розанова в статье «Отчего не удался памятник Гоголю?»:
               «Страницы как страницы. Только как-то словечки поставлены особенно. Как они поставлены,- секрет этого знал один Гоголь. «Словечки» у него тоже были какие-то бессмертные духи… И как оно залазет под череп читателя – никакими стальными щипцами этого словечка оттуда не вытащишь. И живёт этот «душок» - словечко под черепом, и грызёт он вашу душу, наводя тоже какое-то безумие на вас, пока вы не скажете вместе с Гоголем:
               - Темно… Боже, как темно в этом мире!»
               …- Грустно на этом свете, господа».
И не могло быть не «грустно» душе такой особенной, и одинокой, и зловещей. С зловещей звездою над собой, пожалуй,- чёрною звездою в себе». 

 

СЛОВЕЧКИ

Безусловно, он верил в силу слова (a la «Солнце останавливали словом,//Словом разрушали города»,- Н. Гумилёв «Слово», 1919г.), чувствовал его магию (арабески-вязь-заговор), знал, вероятно, и власть самого заговора. Но, прежде чем прейти непосредственно к обзору «практического» применения его таланта в этой области потусторонних чувствований, позволим себе небольшое вводное вступление.

 

«Арабески». Это название для двухчастного сборника своих сочинений 1835 года е выбрано Гоголем не только потому, что сборник представляет собой крайне разнопёрые по тематике и содержанию произведения,- это название точнее всего характеризует и то главное, что есть в Гоголе,- его форму, его стиль.

            Напомним, кстати, что арабеска (арабески) – это вид орнамента,- причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающих стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).

 

            Именно открытие этого стиля воистину принадлежит к величайшим достижениям Гоголя-прозаика (с точки зрения музыкальных форм стиль Гоголя лично мне больше всего напоминает блюз). И именно в отношении литературных стилей взгляды двух наших классиков,- Гоголя и Пушкина, находили свою диаметральную противоположность…

 

 …«Русская литература XVIII века была главным образом занята организацией стиха — проза оценивалась как низший род и принималась во внимание лишь в форме прикладного, ораторского искусства.

… Пушкин как завершитель этого классического периода ищет сближения канонического языка поэзии с живым языком — отсюда его постепенно растущий интерес к прозе». Б. М. Эйхенбаум «Путь Пушкина к прозе» http://www.infoliolib.info/philol/eihenbaum/putkproze.html

            «За XIX век русская литература пережила три [прозаических] стиля: карамзинский, пушкинский и гоголевский» (Розанов подробно разбирает эти три стиля в статье «Гоголь»). Сам Пушкин за образчик прозаического стиля почитал классицистический слог Карамзина (но сам значительно реформировал его). Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке “О прозе” (1822г.): «Точность, краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей: блестящие выражения ни к чему не служат; стихи — дело другое». В статье «О предисловии г-на Ле-монте» (1825) те же требования появляются уже и в отношении поэзии: «Положим, что русская поэзия достигла уже высокой степени образованности: просвещение века требует пищи для размышления, умы не могут довольствоваться одними играми гармонии и воображения».

Что это? Переход ли в стадию объективной творческой зрелости, или же сознательная установка на следование той формуле, которую сам Пушкин вложил в уста царя, наставляющего Феодора в драме «Борис Годунов» (1825):

            «… не должен царский голос

            На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник».

            Личной творческой эволюции Пушкина мы здесь подробно касаться не будем, ограничимся лишь ещё парой цитат из самого поэта.В третьей главе «Евгения Онегина», которая писалась в 1824 году, он оговаривается:

«Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес,

И, Фебовы презрев угрозы,

Унижусь до смиренной прозы…»

 

А в шестой главе «Онегина», которая писалась двумя годами позже, признается:

«Лета к суровой прозе клонят,

Лета шалунью рифму гонят,

И я, со вздохом признаюсь,

За ней ленивей волочусь».

 

            …Даю образ: Пушкин мне представляется мореплавателем по безбрежным просторам прозы, который, осознав вдруг, что корабль его предшественников двигался не так и не туда, снял с него паруса витиеватости и кинул их в море; сам же сел за весла «точности и краткости» и медленно, но верно поплыл к выбранной им цели…Гоголь же в своём отношении к опыту своих предшественников был не столь категоричен и революционен. Он подобрал, брошенные Пушкиным паруса многословия, примостил их на своё проворное судёнышко и достиг таких вершин в лавировании по волнам изящной словесности, что и до наших дней повторить подобное удавалось лишь единицам…

            Примерно ту же мысль я встретил в работе Н.Н. Петруниной и Г.М. Фридлендера «Пушкин и Гоголь в 1831-1836 годах»: «Произведения Пушкина-прозаика выдержаны, как правило, от начала до конца в одной общей — ровной и сравнительно спокойной — тональности. Произведения же Гоголя 1830-х годов — и эта черта также сближает их с романтической прозой — построены на подчеркнутом, резко контрастном столкновении различных противоположных по своей тональности мотивов. Серьезное и возвышенное, с одной стороны, смешное и уродливое, с другой, хотя и обнаруживаются писателем в одной и той же действительности, но вместе с тем они образуют в его произведениях два различных, сталкивающихся между собой художественных плана, что заставляет автора прибегать соответственно к иным приемам и языку…».  http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im6/im6-197-.htm

Да и сам Пушкин, видимо, первое время был крайне потрясен и удивлён тем, с каким изяществом можно использовать эти устаревшие, на его взгляд, паруса; что «лёгкость в мыслях необыкновенная» (a la хлестаковский стиль) может быть столь притягательна: «Вот настоящая весёлость, искренняя непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился» (отзыв Пушкина на «Вечера близ Диканьки», из письма к А.Ф. Войенкову, конец августа 1831 г.)

            Практика подобной опоэтизации прозаического слога была для него, по видимому, совершенно в новинку. Именно «поэзию» увидел и крайне удивился,- ведь до времени знакомства с гоголевским слогом сам он сторонился того критического мнения, что «у нас употребляют прозу как стихотворчество: не из необходимости житейской, не для выражения нужной мысли, а токмо для приятного проявления форм».

Сейчас попытаюсь сострить.

«Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Эти знаменитые строки из «Капитанской дочки» в определённом контексте можно прочесть и иначе,- «бунт» - слово нем. происхождения: «bunt» - пёстрый, яркий, разноцветный…Именно этого он и страшился и остерегался в русской романтической, прежде всего, прозе. И Гоголь своим «формальным» искусством ослепил его, и на время излечил даже от этой его «фобии»…

Многое здесь объясняет, впрочем, и тот факт, что у Гоголя, как у неудавшегося поэта, не было того выбора, который имелся у более богатого в этом отношении Пушкина. Гоголь целиком и полностью реализует себя только в прозе, себя при этом любовно именуя «поэтом» себя, а свою главную книгу подписав «поэмою». 

Ранний Белинский, кстати, также вслед за Пушкиным, очарованный стилем Гоголя, признавал его за поэтический: «...вот поэзия реальная, поэзия жизни, поэзия действительности, наконец, истинная и настоящая поэзия нашего времени» («О русской повести и повестях г. Гоголя»).

Проза же Пушкина «… явилась как сознательный контраст к стиху, хотя и подготовленный произведенной им в стихотворном языке деформацией. На этот контраст указывал еще Шевырев: «Никто из писателей России и даже Запада, равно употреблявших стихи и прозу, не умел полагать такой резкой и строгой грани между этими двумя формами речи, как Пушкин». Б. М. Эйхенбаум «Путь Пушкина к прозе» http://www.infoliolib.info/philol/eihenbaum/putkproze.html

 

Кстати, сам Пушкин гораздо больше был озабочен как раз приближением поэзии к прозе: «Евгений Онегин» знаменует собой тенденцию внести в стих прозаическое течение фразы — преодолеть коллизию между стихом как таковым и простым повествованием. Достигнуто равновесие — но тем самым уничтожено ощущение стиха как особой формы речи». Б. М. Эйхенбаум «Путь Пушкина к прозе» http://www.infoliolib.info/philol/eihenbaum/putkproze.html

Попутно вспоминается здесь одна фраза творческого наследника Гоголя - М.А. Булгакова, органически не переваривающего рифмоплётства: «Я с детства терпеть не мог стихов (не о Пушкине говорю, Пушкин – не стихи)» (из письма к П.С. Попову от 24 апреля 1932г.).

 

СЛОВЕЧКИ - 2

Гоголь – это какое-то первородное язычество… ворожба-заговор... магия звуков…

Вот как Розанов о своём впечатлении в «Опавших листьях»:

«Перестаёшь верить действительности, читая Гоголя. Свет искусства, льющийся из него, заливает всё. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему»;

«Между многими качествами сила Гоголя и власть его над читателями проистекает из изумительного чувства им русского слова. Никто так не знал русского слова, не чуял его духа и формы» (Розанов «Гоголь и его значение для театра»);

«Гоголь – какой-то кудесник» (Розанов в статье «Гоголь»);

Белинский: «О, господин Гоголь - истинный чародей..!» (В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г.Гоголя»).

Пока он оставался верен своей интуиции, он гениально выдумывал мертвые души, так гениально, что даже Пушкин поверил в их реальность. Гоголь рассказывает, что после чтения ему первых глав «Мёртвых душ», Пушкин произнес: «Боже, как грустна Россия». И прибавляет знаменательную фразу: «Меня это ИЗУМИЛО: Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка».  Подействовала магия зачарования,- «Вот нехотя с ума свела» (Софья в «Горе от ума»).

Вслед за Пушкиным, который в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (1825) констатирует: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива», Гоголь пишет:

«…всякий народ, носящий в себе залог силы, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера… Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» («Мёртвые души», гл. V).

Попутно ещё о метком замечании в отношении магии «метко сказанного русского слова»: «Гоголя нельзя передать по-французски... Всё характерное, всё наше, национальное по преимуществу (а стало быть, истинно художественное), по моему мнению, для Европы неузнаваемо» (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя» за 1873 г.).

 

КОЛДУН-МУЧЕНИК

«…Глухо стала ворчать она и выговаривать мёртвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы. Что значили они, того не мог бы сказать он, но что-то страшное в них заключалось. Философ в страхе понял, что она творила заклинания. Ветер пошёл по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл…» (Н.В. Гоголь «Вий»,- описание второй ночи отпевания Хомой панночки)

«…и горе кому бы то ни было, не слушающему моего слова. О, верь словам моим!» (А.С. Данилевскому, 26 июля 1841г.)

 

            Начав данную темку со столь громкой цитатной связки, продолжим её всё-таки несколько издалека. К.В. Мочульский во второй главе своей книги «Духовный путь Гоголя» (1934) пытается поподробнее разобрать проблему  «наследственного мистицизма» Гоголя:

«… Дед, Афанасий Демьянович,– бурсак, «на кондиции» похитивший дочь помещика Лизогуба, Татьяну Семеновну, и получивший нобилитацию в 1788 году. В семье Лизогубов – напряженная религиозность, наследственный мистицизм…

Мать Гоголя, Марья Ивановна,– женщина набожная, суеверная, со странностями… Марья Ивановна была больна страхом. Ее искренняя и подлинная религиозность окрашена боязнью надвигающихся бедствий и смерти. Она верила в Промысл и трепетала перед злыми духами. Счастливая семейная жизнь ее началась с мистического видения. «Выдали меня четырнадцати лет,– вспоминает мать Гоголя,– за моего доброго мужа, в семи верстах живущего от моих родителей. Ему указала меня Царица Небесная, во сне являясь ему». Всю свою жизнь Марья Ивановна прожила в необъяснимых, мучительных тревогах. Ее мнительность, подозрительность, недоверчивость были унаследованы Гоголем.

Иногда Марья Ивановна, не сходя с места целые часы, думала неизвестно о чем. В такие минуты самое выражение лица ее изменялось: из доброго и приветливого оно становилось каким-то безжизненным: видно было, что мысли ее блуждают далеко. С мужем она очень сходилась в мнительности; по самому ничтожному поводу ей представлялись нередко большие страхи и беспокойства. От этой же причины она отличалась крайней подозрительностью...

Гоголь похож на свою мать: то веселый и жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный и испугавшийся на всю жизнь». http://www.yabloko.ru/Publ/Book/Gogol/mochulsky_gogol.html

 

Некие экстрасенсорные способности наблюдались и у младшей сестры Гоголя О.В. Гоголь (в замужестве Головня), с детства страдающей глухотой:

            «У меня есть одна сестра, которая воспитывалась само собой в глуши (…) бог наградил её чудесным даром лечить и тело, и душу. С семнадцатилетнего возраста она отдала себя всю богу и бедным и умерла для всего другого в жизни» (Гоголь – Шевырёву, 6 декабря 1847г.).

Любопытно сравнить эти слова с показанием Анненкова, жившего с Гоголем в Риме: «Он имел даже особенный взгляд на свой организм и весьма серьезно говорил, что устроен совсем иначе, чем другие люди…» (П. В. Анненков «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года»).

В черновике письма к Белинскому (конец июля – начало августа 1847г.) Гоголь пишет, что ему «мог помогать некоторый дар ясновидения».

«В Риме … однажды заболела приятельница Чижова. Гоголь спросил его: «Была ли она у Святителя Митрофана?» Чижов отвечал, что не знает. «Если не была,– продолжал Гоголь,– то скажите ей, чтоб она дала обет помолиться у его гроба. Сегодняшнюю ночь за нее здесь сильно молился один человек, и передайте ей его убеждение, что она будет здорова». Конечно, «один человек» – сам Гоголь. И какая самонадеянность!» (Мочульский «Духовный путь Гоголя», гл.6).

Но всё это лирика. Где факты того, что он МОГ, что он ОБЛАДАЛ? а не просто «ну, чудил старик»,- как принято было обычно отмахиваться от вышеприведённого фрагмента, а также и нижеследующих:

«Но слушай: теперь ты должен слушать моего слова,– пишет он Данилевскому 26 июля1841 года,– ибо вдвойне властно над тобою мое слово и горе кому бы то ни было, не слушающему моего слова. О, верь словам моим! Властью высшей облечено отныне мое слово».

Через год тому же адресату он пишет еще более жуткие слова:

«Если же что в жизни смутит тебя, наведет беспокойство, сумрак на мысли, вспомни обо мне, и при одном уже твоем напоминании – отделится сила в твою душу... Вместе с письмом сим несется к тебе благословение и сила».

В письме Прокоповичу (1842 г.) Гоголь сообщает:

«Три-четыре слова, посланные мною еще из Рима, низвели свежесть в его (Данилевского) душу. Очередь твоя. Имей в меня каплю веры и живящая сила отделится в твою душу».

На языке аскетики такое состояние называется «впадением в прелесть». Гоголь упоен своей мнимой святостью; он раздает направо и налево благословения (Жуковскому: «Благословляю вас. Благословение это не бессильно, и потому с верой примите его». 1842 г.). Он доходит до кощунственного подражания словам Христа: «Никто из моих друзей не может умереть, потому что он вечно живет со мной» (Аксакову, 1840 г.). Но и в соблазне Гоголя бывают истинные духовные прозрения. Он часто блуждает в ослеплении, но оно – от света. Он что-то знает, что-то провидит, что-то предчувствует…» (К.В. Мочульский «Духовный путь Гоголя», гл. 5)

Из практики известны случаи подобных парапсихологических влияний: тот же классический случай телефонные воздействия Распутина на кровопускания царевича Алексия. Или более «свежий» случай: Борис Хмельницкий делился своими воспоминаниями об опыте общения с Вольфом Мессингом - а именно, когда молодой актёр каким-то чудесным образом прошёл какой-то экзамен,  повторяя про себя при этом только слова, которые обязал его повторять сам телепат: «Мессинг, ты со мной»…Но обладал ли в действительности неким подобным даром сам Гоголь? Вероятно, нет дыма без огня, и, наверное, у самого Гоголя какие-то основания всё-таки были на то, чтобы озвучивать подобные «странные» заявления… 

 

            Дальше – больше.

«…Чем пристальнее всматриваешься в него, тем это смешное становится более жутким, почти страшным, фантастическим. «Таинственный карла» — прозвали его школьные товарищи в Нежине. И Достоевский отметил в нем это нечто «таинственное», фантастическое, когда назвал его «демоном смеха». «Чудак он превеликий!» — восклицает один из его приятелей. «Чудак» — это слишком мало. Не «чудак», а скорее, чудо или чудовище.

…Птица», «карла», «демон», карикатура, призрак, что-то фантастическое, только не человек или, по крайней мере, не совсем человек.

«Вот до какой степени Гоголь для меня не человек, что я, который в молодости ужасно боялся мертвецов, не мог произвести в себе этого чувства во всю последнюю ночь», — то есть чувства естественного страха перед мертвым телом, — это пишет С. Т. Аксаков, один из ближайших друзей Гоголя, тотчас после смерти его. Живой Гоголь для Аксакова — «не человек», мертвый — не мертвец.

…«Вообще в нем было что-то отталкивающее», — замечает Сергей Аксаков. «Я не знаю, — заключает он по этому поводу, — любил ли кто-нибудь Гоголя исключительно как человека. Я думаю — нет; да это и невозможно». (Д.С. Мережковский «Гоголь. Творчество, жизнь и религия» 2, II)

 

О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ И МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

А сейчас коснёмся одной из драматичных страниц биографии Гоголя,- непростую историю его взаимоотношений с одной своей «почти противоположностью», Михаилом Петровичем Погодиным. Вот характеристика их отношений из одного из поздних писем Гоголя:

«Я не подавал ему руки на тесную дружбу. Он первый начал называть меня на «ты». У нас не было никаких сходств в наших характерах и тех симпатических маленьких наклонностей, которые делают то, что люди вдруг делаются друзьями и никогда не могут между собой поссориться» (С.П. Шевырёву, 20 февраля 1847г.).

Н[е]изменно же ровное отношение самого Погодина к Гоголю лучше всего, пожалуй, характеризует его ранний отзыв из «Письме из Петербурга» (1835): «На горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых».

 

…Вообще же, сразу заметим, это будет по большей части поверхностный разбор, ибо для глубинного разбора здесь не место и не время. Сам же разбор начнём, пожалуй, с причины их одной из первой крупных размолвок, корнем которой послужили попытки Погодина привлёчь Гоголя к участию в своём, недавно основанном, журнале «Москвитянин». Вот пример первой опосредованной «молнии», пущенной в Погодина со стороны Гоголя: «Вы пишите, чтобы я прислал что-нибудь в журнал Погодину. Боже!.. Нет, клянусь! Грех сильный, грех тяжёлый отвлекать меня [от работы над «Мёртвыми душами»]…» (С.Т.Аксакову, 1 марта 1841 г.)

            Но это всё были ещё цветочки. Причиной же уже настоящей «грозы» послужил тот факт, что в 11-ом номере своего «Москвитянина» за 1843 год (ноябрь?) Погодин без ведома Гоголя публикует литографию с его портрета, выполненного художником А.А.Ивановым. Гоголь в бешенстве…Степень негодования недвусмысленно характеризуется фрагментом из его письма Н.М. Языкову (14 октября 1844г):

«…Такой степени отсутствия чутья, всякого приличия и до такой степени неимения деликатности, я думаю, не было ещё ни в одном человеке испокон веку… Точно чушка, которая не даст […] порядочному человеку: как только завидит, что кто-нибудь присел под забор, она суёт под самую […] свою морду, чтобы схватить первое […]. Ей хватишь камнем по хрякалу изо всей силы – ей нипочём. Она чихнёт слегка и вновь суёт хрюкало под […]».

 

Сейчас приведём пару-тройку возможных причин столь ярого неудовольствия Н.В-ча:

а) нарцисс Гоголь действительно осерчал по причине того, что:

 «…полезно ли выставлять меня в свет неряхой, в халате, с длинными взъерошенными волосами и усами… прискорбно, что выставили меня забулдыгой… ведь я знал, что меня будут выдирать из журналов» (С.П. Шевырёву, 2 декабря 1844г.).

            б) причина может быть и более глубокой,- ибо в том, что любой портрет несёт в себе некую психическую энергию, мнительный Гоголь уверил себя ещё своей одноимённой работой («Портрет» 1842-ого года). «Друг мой, многого я не умею объяснить, да и для того, чтобы объяснить что-нибудь, нужно мне поднимать из глубины души такую историю, что не впишешь её на многих страницах. А потому по тем же самым причинам и не может быть понятна другому, почему мне так неприятно публикование моего портрета [далее причины неудовольствия, столь значимые для Г. «мелочи»]… Нельзя пренебрегать совершенно мелочами: от мелочей многое зависит немелочное…». (С.П. Шевырёву, 2 декабря 1844г.).

            в) известно также, что «ближайший» ко Христу на самом знаменитом портрете Иванова «Явление Христа народу» должен был быть похож внешне на Гоголя. Как своего рода этюд к фигуре «ближайшего» Ивановым и был написан известный портрет Гоголя в «домашнем виде»… Неожиданная же публикация портрета в «Москвитянине», по всей вероятности, сорвала план включения гоголевского изображения в картину. В окончательном виде «Явления» облик «ближайшего к Христу» был существенно изменён… Он теперь не «ближайший»,-  в своём стремлении к «подражанию Христу» Гоголь получает жесточайший удар, ибо «от мелочей зависит немелочное».

 

            …Дальнейшие «случайные» события в жизни Погодина, начинают разворачиваются с калейдоскопической быстротой. В мае1844-ого года он падает с дрожек, ломает ногу и на несколько месяцев остаётся привязанным к постели, а затем - к костылям. Гоголь вдруг пишет ему сочувственное письмо, где между делом роняет: «…Для христианина нет несчастия, и всё, что ни сбывается с ним, имеет для него глубокий смысл.  Напиши мне два слова о твоём состоянии или попроси Елисавету Васильевну уведомить, как тебе и как себя чувствуешь» (1 июля 1844г.). 16 июля Погодин отвечает Гоголю и, повинуясь его просьбе, приписку в письме в первый и в последний раз делает для него Е.В. Погодина… На языке парапсихологов это, кажется, называется термином «открыться» (под энергетический удар). …6 ноября того же года Е.В. Погодина умирает «после шестинедельной жестокой болезни, которая состояла в беспрерывной тошноте и рвоте» (С.П. Шевырёву - Гоголю в письме от 15 ноября 1844г.), оставив супруга одного с четырьмя детьми на руках.

            Мог ли Гоголь быть причастен ко всему этому, и если мог, то как? Недвусмысленные параллели в описании симптомов  внезапной болезни супруги Погодина и проклятием «чушки», упомянутом в письме Языкову, позволяют нам увидеть некую закономерную связь. Но сразу оговоримся, что по нашему мнению, сила Гоголя в вопросе энергетических влияний носила скорее стихийно-бессознательный характер. Ибо, хоть и признавал некие свои личные отношения с «обстоянием бесовским», но всё же по мере сил вёл с ним постоянную борьбу…Весьма примечательным в качестве показательного примера представляется здесь письмо Гоголя к самому Погодину, относящееся к периоду их очередного перемирия (от 21 октября 1843г.). Гоголь вспоминает о том, как тяготился гостеприимством семьи Погодина, когда жил в их доме в 1841-ом году, и… видит нечисть то в Погодине, то подозревает её (глазами Погодина) в себе:

«Ты был мне страшен. Мне казалось, что в тебя поселился дух тьмы, отрицания, смущения, сомнения, боязни… Я уверен, что я тебе казался тоже одержимым нечистою силою, ибо то, что ты приписывал мне в уединенные минуты размышлений (чего, может быть, не сказывал никому), то можно приписать только одному подлейшему лицемеру, если не самому дьяволу. Надобно тебе сказать, что всё это слышала душа моя…» (ниже в разборе данного дела мы также последовательно будем опираться исключительно на показания самого «обвиняемого»).

            В письме С. Т. Аксакову от 16 мая 1844 Гоголь полушутя пишет об «общем приятеле» – черте:

«Все это ваше волнение и мысленная борьба есть больше ничего, как дело общего нашего приятеля, всем известного, именно — черта. Но вы не упускайте из виду, что он — щелкопер и весь состоит из надуванья. ‹…› Итак, ваше волнение есть просто дело черта. Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он — точно мелкий ­чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечет, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад — тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана; а в самом деле он черт знает что. ‹…› И теперь я могу сказать ‹…› ­сделался несколько умней, вижу ясней многие вещи и называю их прямо по имени, то есть черта называю прямо чертом, не даю ему вовсе великолепного костюма a1 la ­Байрон и знаю, что он ходит о фраке из ‹…› и что на его гордость стоит вы(…)ться,— вот и все!» (заметим, кстати, попутно, что и за этими троеточиями в характеристике чёрта опять-таки, по всему вероятию, фигурирует фекальная тема; а за «скотиной», не смущённо битой по морде, проглядывает «чушка», которую «камнем по хрякалу изо всей силы»).

В письме Н. М. Языкова от 24 марта 1845г. он назидает его утихомирить своё «военнолюбивое расположение» в одном частном вопросе и делится по этому поводу своим опытом:

            «…А потому советую тебе рассмотреть хорошенько себя: точно ли это раздражение законное и не потому ли оно случилось, что дух твой был к тому приготовлен нервиче­ским мятежом. Эту проверку я делаю теперь всегда над собою при малейшем неудовольствии на кого бы то ни было, хотя бы даже на муху, и, признаюсь, уже не раз подкараулил я, что это были нервы, а из-за них, притаившись, работал и черт, который, как ­известно, ищет всяким путем просунуть к нам нос свой, и если в здоровом состоянии нельзя, так он его просунет [под] дверью болезни» (и здесь опять находим знакомый синонимичный ряд: «забор» - «дверь», «хрюкало» - «нос»).

Итак, из этих вышеприведённых свидетельств мы пока делаем два вывода:

1)непроизвольные выбросы психического негатива (или способность материализовать слова и идеи) обтекаемо здесь именуются автором «волнением», «мысленной борьбой» и «нервиче­ским мятежом»;

2)Погодин в гоголевской «эсхатологии», по всему вероятию, и играет роль своего рода ветряной мельницы («чёрта»?), с какой нужно было вести непримиримую борьбу… (посредством своего «чёрта», который «притаившись, работает»?).

…Но вернёмся-таки к бедному нашему Погодину, которому от всех этих оправдательных любомудрствований в адрес Гоголя было совсем не легче. О подготовке своей мести Гоголь позже вспоминает в письме Шевырёву от 20 февраля 1847г.:

«Я стал думать только о том, каким бы образом дать ощутительнее почувствовать Погодину его вину вообще, а не против меня, потому что едва было не случилось такое дело, за которое бы мучило его совесть» (о чём говорилось, биографами не установлено). Итак, ярость Гоголя более чем очевидна, объект этой ярости известен (впрочем, то, что супруга Погодина приняла на себя основной удар,- вполне могло оказаться и «издержкой метода»); к магии проклятия наш герой также был приобщён, ибо знал её формулу,- и в этом не остаётся сомнения после ознакомления с финальной частью его «Страшной мести» (далее, кстати, в этом же ключе будем продолжать разбор линии: Погодин, Пушкин, Россия).

Впрочем, господа присяжные заседатели, окончательно не снимаем с повестки дня и вопрос: сознательно ли действовал «подзащитный» или же не сознательно. Смотрим его оправдания по поводу следующей уже его ссоры с Погодиным: «Оплеуха Погодину случилась как-то сама собою, так что, уверяю честным словом, я даже сам не знаю, в какой степени я в ней виноват…» (С.П. Шевырёву, 20 февраля 1847г.) Ещё раз подчеркнём, что речь здесь идёт об «оплеухе», случившейся несколько позже, но готовившейся, как подчеркнёт сам автор, именно с 1844-ого года.      Если всё же даже чисто теоретически допустить, что «сознательно»,- то зададимся сейчас и таким вопросом: а мог ли он испытывать по тому поводу некие угрызения? И на этот раз усомнимся в положительности ответа нашего «обвиняемо-подзащитного»: «Несчастие Погодина меня бы поразило сильно, если б я не был уверен, что несчастий нет для христианина» (С.П. Шевырёву, 2 декабря 1844г.).

Здесь воочию наблюдаем псевдохристианскую морально-нравственную установку Гоголя, выраженную им: (1) в письме А.О. Смирновой (от 13 июля 1845г.):  «Итак, возрадуемся приходу зла, как возможности приблизится ближе к богу…»; (2)  в «Выбранных местах…»: «Не оживет, аще не умрет»,- говорит апостол.  Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть» (XVIII, 1); (3) в XXVII-ой главе «Выбранных мест…»,- озаглавленной «Близорукому приятелю», датированной именно 1844-ым годом, и адресуемой, безусловно, Погодину:  «…Но тебе еще загадка слова мои; они на тебя не подействуют.  Тебе  нужно  или какое-нибудь несчастие, или потрясение. Моли бога о том, чтобы случилось это потрясенье… чтобы нашелся такой человек, который сильно оскорбил  бы  тебя  и опозорил так в виду всех, что от стыда не знал  бы  ты,  куда  сокрыться,  и разорвал бы за одним разом все чувствительнейшие струны твоего самолюбья. Он будет твой истинный брат и избавитель. О, как нам бывает нужна публичная, данная в виду всех, оплеуха

О том, что Гоголь и на этом не остыл, свидетельствует его письмо Шевырёву конца 1845-ого года: «Я еще не совсем освободился от моей болезни… причиной самой болезни моей было отчасти душевное потрясение и сокрушение, в котором сыграл также роль и бедный Погодин» (письмо от 8 ноября 1845г.) Про «душевное потрясение и сокрушение» биографы так же до сих пор гадают. А вот про «странную» болезнь Гоголя (пик и спад которой пришёлся как раз на 1845-ый год), кое-что известно. Болезнь действительно была таинственна; это – медленное оцепенение, остывание, замерзание; тело становится льдом, и душа чувствует себя «заживо погребенной». Самое мучительное в этой болезни - ощущение надвигающейся неминуемой смерти. Доктора были бессильны,- не помогали ни купания, ни холодные обтирания, ни минеральные воды. Сам больной определял свою болезнь как некое «обстояние бесовское» и некую дьявольскую одержимость. Но что он скрывал за этими определениями и что, в конце концов, способствовало его выздоровлению,- не известно…

Кстати, 45-ый – год начала выздоровления Гоголя. А вот какое любопытное замечание делает К.В. Мочульский об особенностях его переписки предыдущего года:  «…Но самое примечательное в письмах 44 года – место, которое отводится в них дьяволу... его прирожденная чувствительность ко злу принимает форму распознавания демонических сил в мире. Порой шутливо, порой вполне серьезно, пишет он друзьям об «общем приятеле» – черте» [приводятся фрагменты из писем Языкову, Погодину, матери] («Духовный путь Гоголя» гл. 6).

 …Итак, неудовлетворённый предыдущими сатисфакциями, Гоголь отпускает ещё одну финальную теперь «оплеуху» Погодину, звоном своим обошедшую всю читающую Россию. В вышедших в 1847 г. нравоучительных своих «Выбранных местах…» он публично опоносит и само имя Погодина, и всю его тридцатилетнюю почти литературную практику.

Но и этим только Н.В-ч не удовлетворился полностью, а подкрепил до кучи экземпляр той же книги, презентованный им Погодину, следующей едкой дарственной надписью:  «Неопрятному и растрёпанному душой Погодину, ничего не помнящему, ничего не примечающему, наносящему на всяком шагу оскорбления другим и того не видящему, Фоме Неверному, близоруким и грубым аршином мерящему людей, дарит сию книгу, в ВЕЧНОЕ напоминание грехов его, человек также грешный…».

            «В ВЕЧНОЕ…». От пережитого унижения Погодин впадает в глубокую и долгую депрессию…

            Зачем, к чему была нужна эта финальная «оплеуха»? Здесь не будем окончательно отказывать Н.В-чу в его душевном благородстве и выдвинем одну околоэзотерическую версию. Вот свидетельство самого Гоголя из письма Шевырёву от 20 марта 1847г.: «Вот вся правда дела: когда я точно сердился на Погодина, от меня никто тогда не слышал дурного слова о Погодине; я представлю вам свидетелей, которые, слава богу, ещё живы [тоже любопытная оговорочка: не прошло и трёх лет-то всего!]. Когда прошёл гнев, появилось в душе моей сильное желание оправдаться перед Погодиным…»

            И «оправдываться», как известно, он стал своеобразным способом…Версия: он мог предполагать, заклятие действовало, пока он держал его в себе, как только его «обнародовал», оно потеряло силу? В последние годы жизни Гоголя его отношения с Погодиным вновь приобретают ровный характер (хоть за их внешней дружественностью современниками и ощущалась холодность). После смерти Гоголя Погодин вполне уже спокойно прожил ещё почти четверть века…

 

Продолжение следует…